Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Семейное право » Опека и усыновление » Защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется исполнительными органами.

Дети – главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей.

Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.

Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.

Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей

Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.

В соответствии с законодательством, дети и подростки, которые на определенный или ограниченный срок, постоянно или временно были лишены своего привычного семейного окружения, имеют законное право на социальную опеку, всестороннюю помощь, правовую поддержку и защиту со стороны государства.

Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.

Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:

  • Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
  • Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.

Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.

Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:

  • Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
  • Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
  • Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
  • Родители находятся в местах лишения свободы;
  • Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
  • Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
  • Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
  • Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.

Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:

  • Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
  • Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно – в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
  • Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.

Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:

  • Финансовое содержание и материальное обеспечение.
  • Правильное воспитание.
  • Полноценное образование.
  • Всестороннее развитие.
  • Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
  • Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
  • Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
  • Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
  • Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой. 

Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.

Органы опеки и попечительства

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки.

Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой.

Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:

  • В процессе судебного разбирательства;
  • Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.

Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:

  • Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
  • Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
  • Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
  • Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
  • Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
  • Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
  • Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.

Как можно ли наказать женщину если она оставляет детей на всю ночь ,при том что один больной. И подбивает чужую семью . А она уже состоит на учете у соц службы. Соц службы должны на это реагировать?

Лилиана16.01.2019 00:18

Добрый день!Обратитесь в полицию. Положение ст. 5.35 КоАП РФ гласит:”Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей”. 

Сайботалов Вадим Владимирович08.02.2019 14:34

Задать дополнительный вопрос

Вы вправе обратиться в дежурную часть ближайшего отдела полиции с письменным заявлением или устным сообщением по телефону. Ваше заявление или сообщение обязаны принять, зарегистрировать и рассмотреть в установленные законом сроки, после чего вынести законное и обоснованное решение.

Федорова Любовь Петровна09.02.2019 10:25

Задать дополнительный вопрос

Каким образом защищают права детей оставшихся без попечения родителей ? И как можно нарушить права детей оставшихся под опекой ?

Василий20.10.2018 15:42

Добрый день! Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки.

Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой.

Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями: в процессе судебного разбирательства; впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства. Каждый ребенок в нашей стране имеет право на образование.

Это одна из основных гарантий, предоставляемых государством. При этом получить среднее образование можно совершенно бесплатно. Для детей, живущих без опеки родителей, любые медицинские услуги и препараты бесплатны. Операции проводятся за счет государства.

Также они могут посещать спортивно-оздоровительные лагеря или санаторно-курортные заведения, если к этому есть соответствующие показания.Все граждане нашей страны имеют право на жилье. Квартира или дом, условия в которых соответствуют установленным нормам, должны быть у каждого. Жилищные права детей-сирот строго регламентированы законом.

 Помимо сохранения или предоставления недвижимости представители рассматриваемой категории лиц нуждаются в защите своих законных интересов, связанных с иными вещами. При на рушении прав сирот следует ответственность.Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию – Промокод – «Сервиса бесплатных юридических консультаций».

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Мальцева Лариса Степановна20.10.2018 20:04

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Колпакова Галина Юрьевна21.10.2018 10:10

Задать дополнительный вопрос

меня пытаются увести насильно домой ,хочу остаться здесь ,я на больничном. в школу меня отправят в понедельник.мне 16 лет я под опекой.что делать? ехать не хочу

Екатерина20.09.2018 15:28

Добрый день! Согласно ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Поэтому Вы обязаны вернуться домой.

Карпов Михаил Викторович21.09.2018 17:29

Задать дополнительный вопрос

Согласен с коллегой,ознакомьтесь с данной статьей.

Андриянов Максим Николаевич21.09.2018 07:15

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/zashita-prav-interesov-detei-bez-popecheniya.html

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, закрепленное в ст. 54 СК РФ.

Оно включает в себя несколько составляющих и заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, именно семья выступает перед государством гарантом полного, всестороннего, комплексного осуществления прав ребенка. Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношений СК РФ относит приоритет семейного воспитания детей. И если для всех детей защита и охрана данного права, гарантируемые государством, не имеют своей специфики, то в отношении рассматриваемой нами категории детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) осуществление данного права на практике сталкивается со значительными сложностями, зачастую начиная с момента рождения ребенка.

Согласно ст. 124 СК РФ “усыновление или удочерение (далее – усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие”.

Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

По различным причинам многие дети становятся сиротами и лишаются родительского попечения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей. Так, например, введена патронатная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро.

Таким образом, решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об учреждении на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка, как создание качественно новой формы правовой защиты детей, является целесообразным и актуальным.

В связи с этим, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, законодателями учреждены должности уполномоченных по правам ребенка.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в соответствии с которым сиротам предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

При получении образования

Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения.

Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.

Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

В области труда и занятости

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащему дополнительные гарантии по охране труда, обеспечению занятости молодежи, в том числе и временной занятости путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, имеющих социально полезную направленность

При медицинском обслуживании

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно – оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно – курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

В жилищной сфере

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью.

Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление жилья, предоставление жилья и контроль за фактическим его использованием до наступления совершеннолетия выпускников, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащих несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Подготовлено специалистом 1 разряда отдела

по контролю и надзору в сфере адвокатуры,

нотариата, государственной регистрации

актов гражданского состояния

Управления Минюста России

по Кабардино-Балкарской Республике

М.Р. Каловой

Источник: https://minjust.ru/ru/novosti/prava-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

На органы опеки и попечительства возлагается защита прав и интересов детей в случаях (п. 1 ст. 121 СК РФ):

  • – смерти родителей;
  • – лишения или ограничения их родительских прав;
  • – признания родителей недееспособными;
  • – болезни родителей;
  • – длительного отсутствия родителей;
  • – уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
  • – в других случаях отсутствия родительского попечения.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Вопросы организации их деятельности определяются СК РФ, законами субъектов РФ, ГК РФ.

Статья 123 СК РФ устанавливает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • – семейные формы устройства детей;
  • – передача в семью на воспитание (усыновление/удочерение), под опеку или попечительство, в приемную либо в патронатную семью;
  • – передача в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ).

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

До момента устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в названные организации исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Наиболее приоритетной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление.

При усыновлении между ребенком и усыновителями, а также его родственниками устанавливаются такие же правовые отношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей (ст. 137 СК РФ). Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

В интересах усыновляемых детей закреплено правило, в соответствии с которым усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается (за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей).

Существуют следующие условия усыновления:

  • – требования, предъявляемые к усыновителям, которые должны быть совершеннолетними, дееспособными, физически здоровыми и материально обеспеченными (иметь стабильный доход и жилую площадь). Усыновители не должны злоупотреблять алкоголем или наркотическими средствами, не иметь судимости и не быть лишенными родительских прав или ограничены судом в родительских правах (п. 1 ст. 127 СК РФ);
  • – согласие на усыновление родителей ребенка (в тех случаях, когда оно требуется) или лиц, их заменяющих;
  • – согласие на усыновление самого ребенка, если он достиг десятилетнего возраста;
  • – согласие на усыновление супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов.

В случае необходимости обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения.

Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством, с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, так же как и усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству, приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (ст. 137 СК РФ). Поэтому усыновители и усыновленные наделяются законом всеми правами и обязанностями родителей и их детей, возникающими из факта родства, которые предусмотрены нормами не только семейного, но и других отраслей права.

Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам).

Отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке (ст. 140–143 СК РФ) при наступлении обстоятельств, предусмотренных законодателем в качестве

оснований для утраты (ограничения) родительских прав (ст. 141 СК РФ).

В отличие от усыновления опека и попечительство являются временными формами семейного воспитания детей и не порождает приравнивание принятого на воспитание ребенка в правах к родному или усыновленному.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, регулируются ГК РФ, СК РФ, Федеральным законом “Об опеке и попечительстве” и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Опека и попечительство устанавливаются органами опеки и попечительства в административном порядке или по договору об их осуществлении (в том числе по договору о приемной семье, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)).

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет (п. 2 ст. 145 СК РФ). При этом учитывается мнение ребенка, а назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия (п. 4 ст.

145 СК РФ).

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица (п. 1 ст. 146 СК РФ). В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона “Об опеке и попечительстве” при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, может быть назначено нескольких опекунов или попечителей.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица: лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (ст. 146 СК РФ).

В соответствии со ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание;

  • – заботу со стороны опекуна (попечителя);
  • – обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
  • – причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  • – сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения – на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  • – защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со ст. 56 СК РФ.

В соответствии со ст. 148.1 СК РФ и Федеральным законом “Об опеке и попечительстве” опекун и попечитель в отношении ребенка наделены следующими правами и обязанностями:

  • – право требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка;
  • – право и обязанность воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка;
  • – право самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства;
  • – право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязанность обеспечить получение ребенком общего образования.

В то же время опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.

Для охраны имущественных прав и интересов несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, Правительством РФ установлены правила и форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

Одной из форм устройства несовершеннолетних детей является приемная семья.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в этом договоре (п. 1 ст. 152 СК РФ). Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание.

Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законом и договором.

В договоре о приемной семье содержатся следующие сведения (ст. 153.1 СК РФ):

  • – о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);
  • – срок действия такого договора;
  • – условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей;
  • – права и обязанности приемных родителей, а также органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям;
  • – основания и последствия прекращения такого договора;
  • – размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям;
  • – размер денежных средств на содержание каждого ребенка;
  • – меры социальной поддержки, определяемые в соответствии с законами субъектов РФ.

Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и др.). Также и орган опеки и попечительства вправе

отказаться от исполнения данного договора в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования воспитанников, возвращения ребенка или детей родителям либо в случае усыновления.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со ст. 155.1 СК РФ.

Источник: https://studme.org/54824/pravo/zaschita_prav_interesov_detey_ostavshihsya_bez_popecheniya_roditeley

О мерах по повышению эффективности защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей, постановление республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав республики татарстан от 19 сентября 2018 года №12-18

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Заслушав информацию Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан, Прокуратуры Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав отмечает следующее.

В Республике Татарстан проживает 11456 детей, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 95% (10 889 детей) воспитываются в замещающих семьях: 1556 – в приемных, 4235 – в опекунских, 2750 – в семьях усыновителей.

За десять лет с начала развития института приемной семьи численность детей, воспитывающихся в этих семьях, увеличилась на 52%, что привело к появлению тенденции расширения полномочий и компетенций специалистов органов опеки и попечительства.

В связи с увеличением численности передаваемых на воспитание в семьи граждан детей, оставшихся без попечения родителей, возросло количество преступных посягательств в отношении несовершеннолетних, возникла необходимость пересмотра подходов за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, подготовки граждан в школах приемных родителей, подбора кандидатов.

За 2017 год Министерством образования и науки Республики Татарстан было проведено 16 проверок (в том числе 2 внеплановые) соблюдения законных требований к семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 году – 18 проверок, в ходе которых были выявлены существенные нарушения.

В ряде районов органами опеки и попечительства осуществляется недостаточный контроль за расходованием опекунами, приемными родителями денежных средств, принадлежащих подопечным, за условиями их содержания, воспитания и образования.

В Аксубаевском, Высокогорском, Нурлатском, Чистопольском, Зеленодольском муниципальных районах не представлены отчеты о хранении, об использовании имущества отдельных подопечных. В личных делах приемных детей, передаваемых на воспитание в семьи, отсутствуют описи как имеющегося, так и приобретенного в процессе нахождения детей в семье имущества.

Систематические нарушения по процедуре снятия денежных средств со счетов подопечных выявлены в Елабужском, Спасском, Атнинском, Высокогорском, Нурлатском муниципальных районах, Советском районе г. Казани.

В Аксубаевском, Высокогорском, Альметьевском, Мензелинском, Советском районе г. Казани некоторые отчеты не утверждены, отсутствуют подписи и печати, что говорит о ненадлежащем контроле со стороны руководителей.

Работа по сохранности жилых помещений бессистемно ведется в Алексеевском, Аксубаевском, Дрожжановском, Буинском, Актанышском муниципальных районах, Советском районе г. Казани.

Взыскание по алиментным обязательствам подопечных в приемных семьях, работа с судебными приставами происходит от случая к случаю, а в таких муниципальных районах, как Мамадышский, Высокогорский, Буинский, Актанышский, Альметьевский, Советский район г. Казани практически отсутствует.

В Алексеевском, Аксубаевском, Верхнеуслонском, Дрожжановском, Нурлатском, Нижнекамском муниципальных районах, Кировском и Московском районах г.

Казани органами опеки и попечительства нарушаются сроки проведения проверок условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями их прав и законных интересов, несвоевременно и формально составляются акты проверок, отсутствует ознакомление с содержанием актов опекунами, второй экземпляр не передается на руки в соответствии с законодательством.

В Зеленодольском муниципальном районе в личном деле одной подопечной отсутствуют все документы с 2001 года по 2011 год, в Лаишевском, Нурлатском, Спасском, Чистопольском, Бугульминском муниципальных районах частично отсутствуют акты плановых проверок подопечных.

В Алексеевском, Нурлатском, Буинском муниципальных районах акты составляются по старой форме, действовавшей до 2014 года, которая не отражает всей объективной ситуации с ребенком в семье. В многодетных семьях составляется один акт на всех проживающих в семье детей.

В Лениногорском, Дрожжановском, Атнинском, Елабужском муниципальных районах в личных делах опекунов отсутствуют справки о судимости.

По итогам проверок, по всем выявленным фактам ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами органов опеки и попечительства, Министерством образования и науки Республики Татарстан в адрес руководителей исполнительных комитетов муниципальных образований были направлены 34 акта, 27 предписаний для принятия мер к недопущению нарушений, восстановлению прав несовершеннолетних, привлечению к ответственности виновных лиц.

В Елабужском, Аксубаевском, Дрожжановском, Бугульминском муниципальных районах, Советском районе г. Казани были вынесены замечания сотрудникам органов опеки и попечительства, допустившим нарушения. Уволены специалисты органов опеки и попечительства в Зеленодольском, Атнинском, Алексеевском, Лениногорском муниципальных районах.

Положительно оценивается работа специалистов органов опеки и попечительства Азнакаевского, Актанышского, Арского, Апастовского, Кайбицкого, Кукморского, Балтасинского муниципальных районов.

В 2017 году Уполномоченным по правам ребенка в Республике Татарстан были выявлены факты грубых нарушений со стороны приемных родителей и ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства полномочий по контролю за исполнением приемными родителями опекунских обязанностей в Атнинском, Нурлатском, Спасском муниципальных районах.

В адрес Министерства образования и науки Республики Татарстан и глав муниципальных районов, допустивших нарушения, были направлены соответствующие заключения.

Были проведены заседания Координационного комитета при Уполномоченном по правам ребенка в Республике Татарстан с участием прокуратуры Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Общественной палаты Республики Татарстан, СУСК РФ по РТ, Министерства здравоохранения РТ, Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

За 7 месяцев 2018 года в рамках рабочих визитов Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан в 18 муниципальных районов республики были выявлены серьезные нарушения в обеспечении прав и интересов приемных детей и, соответственно, деятельности органов опеки и попечительства.

По итогам в каждом муниципальном образовании проведено расширенное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с участием Уполномоченного по правам ребенка и ответственного секретаря РКДН и ЗП.

Проинформированы органы прокуратуры, в адрес глав муниципальных образований направлено 14 заключений о выявленных нарушениях.

На основании изложенного Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав постановляет:

1. Информацию Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан, Прокуратуры Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан принять к сведению.

2. Отметить:

2.1. Отсутствие должного контроля со стороны Министерства образования и науки Республики Татарстан (Р.Т.

Бурганов), как регионального органа опеки и попечительства, за исполнением органами опеки и попечительства в муниципальных образованиях полномочий, предусмотренных статьей 8 Закона Республики Татарстан от 20.03.

2008 N 7-ЗРТ “О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области опеки и попечительства”.

2.2.

Недостаточно эффективную работу по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей в Агрызском, Аксубаевском, Актанышском, Алексеевском, Альметьевском, Атнинском, Бугульминском, Буинском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Дрожжановском, Елабужском, Зеленодольском, Лаишевском, Лениногорском, Мамадышском, Мензелинском, Муслюмовском, Нижнекамском, Новошешминском, Нурлатском, Рыбно-Слободском, Сабинском, Спасском, Тюлячинском, Чистопольском муниципальных районах, Кировском и Московском, Советском районах г. Казани.

3. Министерству образования и науки Республики Татарстан (Р.Т.Бурганов):

3.1. Усилить контроль за деятельностью муниципальных органов опеки и попечительства (учитывая сложившуюся практику системных нарушений провести проверку всех органов опеки и попечительства, в дальнейшем осуществлять проверки в плановом порядке, организовать контроль за устранением выявленных в ходе проверок нарушений).

Срок: до 15 декабря 2018 года

3.2. Провести независимое психологическое обследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в приемных семьях республики на предмет выявления фактов насилия и жестокого обращения и представить соответствующий отчет.

Срок: до 1 декабря 2018 года

3.3. Осуществлять своевременное обучение, повышение квалификации вновь принятых специалистов сферы защиты детства (не позднее 3 месяцев со дня назначения их на должность).

Срок: постоянно

3.4. Развивать систему подбора и подготовки замещающих родителей, их сопровождения, обеспечения преемственности программ подготовки и сопровождения.

Срок: постоянно

3.5. Инициировать рассмотрение вопроса о внесении изменений в действующее федеральное законодательство в части введения обязательной психологической оценки готовности и способности кандидата в приемные родители принять на себя ответственность воспитания приемных детей.

Срок: до 1 ноября 2018 года

4. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (Э.А.Зарипова):

4.1. Осуществлять деятельность по социальному сопровождению замещающих семей в рамках межведомственного взаимодействия.

Срок: постоянно

4.2. Посещать замещающие семьи в рамках своей профессиональной деятельности в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Срок: постоянно

4.3. Проводить психодиагностические обследования детей, переданных на воспитание в замещающие семьи, с соблюдением этических требований к проведению психодиагностики в порядке, предусмотренном законодательством.

Срок: постоянно

5. Министерству здравоохранения Республики Татарстан (М.Н.Садыков) обеспечить своевременное информирование подведомственными медицинскими организациями органы внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

Срок: постоянно

6. Руководителям исполнительных комитетов муниципальных образований:

6.1. Выработать действенную систему контроля за исполнением законодательства, гарантирующего соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Срок: до 1 декабря 2018 года.

6.2. Принять дополнительные меры, направленные на совершенствование эффективности работы организаций и органов системы профилактики по защите прав детей, находящихся на воспитании в замещающих семьях и под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Срок: до 1 ноября 2018 года

6.3. Обеспечить надлежащее исполнение органами и учреждениями субъектами системы профилактики норм статьи 9 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” и подзаконных актов в части информирования о ситуациях неблагополучия приемных детей (оформление сигнальных карт).

Срок: постоянно

7. Председателям муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по итогам 2018 года рассмотреть вопрос о межведомственной работе по обеспечению прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей.

Срок: до 1 февраля 2019 года

8. О проделанной работе проинформировать Республиканскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в установленные сроки. Информацию о реализации мероприятий, имеющих постоянный срок действия, направить до 25 декабря 2018 года.

Председатель комиссии

Л.Р.ФАЗЛЕЕВА

Ответственный секретарь комиссии

И.Х.ГАРИФУЛЛИНА

Источник: http://docs.cntd.ru/document/550265871

Адвокат Захаров
Добавить комментарий