Защита прав детей-инвалидов в РФ

Все государственные льготы, о которых должны знать люди с инвалидностью

Защита прав детей-инвалидов в РФ

Согласно данным Федерального реестра инвалидов, в России проживает более 11 миллионов людей с ограниченными возможностями, большая часть из них – люди предпенсионного и пенсионного возраста. Государство предоставляет гражданам с инвалидностью всевозможные льготы и квоты.

И если о возможностях получать бесплатные лекарства и билеты на общественный транспорт знают почти все, то, например, о правах ребенка-инвалида на ежедневные услуги тьютора в обычных среднеобразовательных школах – единицы.

Юристы и правозащитники рассказали корреспонденту «МИР 24» о том, какие государственные льготы предоставляются людям с ограниченными возможностями.

Социальная пенсия для инвалидов с детства I группы и детям-инвалидам установлена в размере 12 082 рубля 6 копеек в месяц;  инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы – 10 068 рублей 53 копейки, а инвалидам III группы – 4 279 рублей 14 копеек. Кроме социальных пенсий по инвалидности, всем людям с ограниченными возможностями положены ежемесячные выплаты, говорит помощник юрисконсультанта компании «Мой Семейный Юрист» Виктория Шкварок.

«Согласно ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере: 

  • инвалидам I группы – 2 162 рублей; 
  • инвалидам II группы, детям-инвалидам – 1 544 рублей; 
  • инвалидам III группы – 1 236 рублей. 

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года», – поясняет Шкварок.

Социальные услуги 

Инвалиды, дети-инвалиды, инвалиды войны имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Однако от них можно отказаться в пользу денежного эквивалента. Для этого необходимо обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением об отказе.

  • «Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
  • Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
  • Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. 
  • Граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего лица», – объясняет Шкварок.

Льготы в жилищной сфере 

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %. 

«Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц», – поясняет эксперт.

Кроме того, инвалиды и семьи с инвалидами имеют право на улучшение жилищных условий. Людям с ограниченными способностями с тяжелыми формами хронических заболеваний может быть так же предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму на одного человека. Но не более, чем в два раза. 

Они могут также претендовать на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. 

Налоговые льготы 

Люди с инвалидностью имеют право на стандартные налоговые вычеты. Кроме того, если речь идет о детях-инвалидах первой и второй группы, то право на вычеты получают их родители и другие опекуны.

«Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода для родителей составляет 12 000 рублей на каждого ребенка-инвалида I и II группы до 18 лет. В случае, если он учится на очной форме обучения, в аспирантуре или ординатуре, то право сохраняется до 24 лет. И 6000 рублей, это если опекунами являются супруги, приемные родители и попечители», – поясняет юрист.

Кроме того, люди с ограниченными возможностями имеют льготы на имущественный, транспортный и земельный налоги. Размер льготы определяется индивидуально, в зависимости от характеристик собственности.

Государственная пошлина 

От уплаты государственной пошлины освобождены следующие категории инвалидов:

  • Инвалиды ВОВ – при обращении за совершением юридически значимых действий, 
  • Инвалиды – граждане РФ, которые являются единственными авторами программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателями на нее и испрашивают на них свидетельства о регистрации на свое имя, – при совершении соответствующих регистрационных действий; 
  • Истцы – при обращении с исками неимущественного характера, связанными с защитой прав и законных интересов инвалидов; 
  • Инвалиды I и II групп – истцы (административные истцы), если цена иска не превышает 1 млн руб. При цене иска свыше 1 млн руб. сумма госпошлины, исчисленная исходя из цены иска, уменьшается на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.; 
  • Инвалиды I и II групп – при обращении за совершением нотариальных действий (в размере 50% суммы пошлины). 

Гарантии в сфере труда 

А вот получить гарантии в области трудовой занятости, кажется, сложнее всего. Хотя официально они существуют.

«Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

 Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

 Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней», – говорит Шкварок.

Существуют и квоты для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Например, в компании, где работают от 35 до 100 человек, квота на ивалидов не выше 3%, а более 100 – до 4 %.

В свою очередь, адвокат Варсеник Айрапетян в беседе с корреспондентом «МИР 24» объясняет, что вышеперечисленные льготы являются основными и, как показывает практика, практически, все инвалиды о них осведомлены.

«Многие не знают, что люди с ограниченными возможностями имеют право на получение двух пенсий – по инвалидности и по старости. Выплата двух пенсий производится в случае, если инвалидность получена из-за военной травмы.

А так же участникам ВОВ и гражданам, которые награждены знаком «Житель блокадного Ленинграда».

Многие инвалиды III группы не осведомлены о том, что они имеют 50 % льготу на приобретение лекарственных препаратов по специальным рецептам», – объясняет Айрапетян.

Кроме того, учиться дома или в школе – родители детей с инвалидностью решают самостоятельно. Если было принято решение, что ребенок будет обучаться со всеми детьми в школе на равных, то он имеет право на личного ассистента-тьютора.

«Ассистент-тьютор выполняет функцию педагога сопровождения, помощника, выполняющего рекомендации комиссии ПМПК.

Часто, даже если родители знают о существовании тьютора, школа начинает усиленно отправлять ребенка на индивидуальное обучение.

 Хотя ассистент положен в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 79), и это право ребенка-инвалида. Школа обязана реализовать это право учащегося», – рассказывает юрист.

Более того, рабочая неделя человека с ограниченными возможностями укорочена – это 35 рабочих часов, однако, заработная плата должна быть на том же уровне, что и у сотрудников, работающих 40 часов. Вместе 28 – 30 отпускных дней, как и норма по больничным листам – до 30 дней в год за счет компании и 60 дней за свой счет.

По словам Айрапетян, сейчас готовится несколько законопроектов, которые должны улучшить социальное положение людей с инвалидностью.

«Готовится законопроект, согласно которому органы службы занятости и учреждения медико-социальной экспертизы будут взаимодействовать на более высоком уровне, чтобы процент работающих инвалидов стал выше. Сейчас этот законопроект проходит стадию согласования в регионах. Благодаря этому планируется повысить процент работающих инвалидов к 2020 году до 50 %», – заключила юрист.

Изменения также коснутся и тех, кто имеет детей-инвалидов. С 1 января 2020 года родители будут обязаны выполнять все решения педагогов, медиков и психологов. На данный момент эти решения носят рекомендательный характер. 

А вот директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров уверен, что несмотря на широкий перечень льгот, права для людей с инвалидностью необходимо расширить.

«К примеру, на наш взгляд, целесообразно включить правила подсудности по выбору, чтобы люди с ограниченными возможностями сами могли выбирать, куда подать иск – по месту своего жительства или по месту жительства ответчика.

Но такой льготы по непонятным причинам не предусмотрено. Следует добавить, что в ближайшее время принятие законопроектов, предусматривающих введение новых льгот в отношении государственных услуг, пока не предвидится.

Однако, проявление активной законодательной инициативы в этой сфере необходимо», – сказал он.

Напомним, 5 февраля 2019 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, который направлен на упрощение порядка получения инвалидами государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время получение государственных услуг требует личного предоставления инвалидом оригиналов ряда документов в соответствующий орган – справки, подтверждающей инвалидность, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Если законопроект будет принят, эти документы предоставлять лично не потребуется: госорганы будут получать необходимые данные из Федерального реестра инвалидов.

Источник: https://mir24.tv/articles/16351180/vse-gosudarstvennye-lgoty-o-kotoryh-dolzhny-znat-lyudi-s-invalidnostyu

Права ребенка-инвалида в РФ в 2018 году

Защита прав детей-инвалидов в РФ

Права ребенка-инвалида в РФ в 2018 году

Основополагающим документом, определяющим основы прав детей-инвалидов на международном уровне, является принятая Ассамблеей ООН в 2006 году Конвенция о правах инвалидов.

На ее основе создаются соответствующие законодательные акты и законопроекты в тех государствах, которые ратифицировали Конвенцию.

Общие принципы, заложенные в Конвенции, заключаются в защите и обеспечении равного и полного осуществления детьми-инвалидами всех основных прав и свобод человека и гражданина. Вопросы прав и свобод детей инвалидов освещает статья 7 Конвенции.

Основы предоставляемых родителям детей-инвалидов, и собственно, самим детям с ограниченными возможностями, перечня льгот заложены в 181 Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ», определяющий моменты того, какие права имеет ребенок инвалид и льготы родителям в 2018 году.

В числе детей-инвалидов законодатель называет лиц, не достигших совершеннолетия – 18 лет, имеющих отклонения в здоровье и развитии различного характера и степени тяжести, имеющие необходимость в социальной поддержке и защите.

Инвалиды до 18 лет являются особой категорией детей, которые нуждаются в особой опеке и заботе со стороны самых близких людей и общества, а также государственных органов. Россия по конституции является социальным государством.

Поэтому администрации регионов и правительство Российской Федерации обязаны соблюдать права ребенка инвалида в РФ, а также предоставлять организационную и материальную поддержку детям-инвалидам, в том числе их родителям.

Воспитание, обучение, и лечение детей-инвалидов Права ребенка инвалида в школе и в поликлинике должны быть обеспечены в полной мере. Поэтому детям-инвалидам дошкольного возраста:

1. создаются все условия пребывания в дошкольных учреждениях стандартного типа и предоставляются необходимые реабилитационные меры.

2. если состояние здоровья не позволяет пребывать ребенку в учреждении общего типа, то их направляют в специальные дошкольные учреждения.

Что полагается ребенку инвалиду по закону?

По федеральному закону дети-инвалиды перед обычными сверстниками имеют определенные преимущества. Право ребенка инвалида на образование предполагает:

1. первоочередное устройство в детских дошкольных учреждениях;

2. освобождение их родителей или попечителей от платы за ДДУ;

3. возможность обучения и воспитания детей-инвалидов в негосударственных образовательных учреждениях и на дому. При этом родителям предусматриваются компенсации на указанные цели;

4. для подростков и детей с отклонениями в развитии должны быть созданы специальные (коррекционные) классы или группы, которые должны обеспечивать их воспитание и обучение, а также лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Этим должны заниматься органы управления образованием. Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по повышенным нормативам. Категории воспитанников и учащихся, которые направляются в данные образовательные учреждения, в том числе содержащихся на полном обеспечении государства, определяются Правительством России.

Кроме того дети с потребностями могут получать дополнительные виды социальной помощи:

1. бесплатное питание в школьных условиях;

2. первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;

3. помощь соцслужб в реабилитации (психологической, социальной);

4. щадящий режим сдачи ЕГЭ.

Льготы и права семей с детьми-инвалидами

Федеральный закон о детях инвалидах в 2018 году говорит, что семьи с детьми-инвалидами могут бесплатно получать:

1. медицинские принадлежности (специальная обувь, кресла-коляски и так далее);

2. лекарства, предусмотренные законом;

3. 1 раз в год санитарно-курортное лечение, проезд оплачивается в оба конца;

4. медицинское лечение;

5. специальную литературу для детей, имеющих определенные проблемы со зрением.

Кроме того предусмотрены и другие льготы:

1. одному из работающих родителей дается 4 дополнительных выходных в месяц;

 2. направление в командировки и запрет к сверхурочным работам без согласия женщины;

3. право на сокращенную рабочую неделю или сокращенный рабочий день при наличии детей на иждивении у них до 16 лет;

4. Запрет на снижение зарплаты или отказ в приеме на работу по мотивам, которые связаны с наличием ребенка-инвалида.

Транспортные льготы

1. Законом предусматривается бесплатный проезд детям инвалидам в общественном транспорте (кроме проезда на такси), а также их сопровождающему. Это может быть родитель, социальный работник или опекун (требуется предъявить удостоверения, подтверждающего личность).

2. оплата проезда к месту лечения ребенка инвалида также бесплатна. Может быть оформлен проездной для ребенка инвалида, либо предусмотрена денежная компенсация за проезд в случае оформления соответствующих бумаг;

3. дети-инвалиды также могут воспользоваться 50% скидкой на междугородные автобусы, авиалинии и поезда с октября по 15 мая. В другое время указанная скидка будет действовать только один раз.

4. при наличии в семье ребенка-инвалида от 5 лет, который имеет нарушения функций опорно-двигательного аппарата, ее могут обеспечить автомобилем для транспортировки ребенка. Если автотранспортное средство не предоставляется, то родителям предусмотрены компенсации на использование специализированных автотранспортных средств.

Денежные выплаты

Что положено ребенку инвалиду от государства в 2018 году в части денежных выплат?

1) инвалидам III группы – 4 215,90 рублей;

2) при II группе – 9 919,73 рублей;

3) при I группе инвалидности – 11 903,51 рублей с 1 апреля текущего года ее размер повысился до 12 213 рублей.

Размер пенсионных выплат подлежит индексации минимум раз в год. Кроме этого предусмотрена ежемесячная денежная выплата, а также набор социальных услуг семьям с детьми-инвалидами.

Размер ЕДВ определяется желанием семьи частично или полностью пользоваться социальными услугами в натуральной форме (при отказе выдается денежная компенсация). Набор социальных услуг может быть заменен денежным эквивалентом.

На 2018 год предусмотрен полный пакет социальных услуг в размере 1 048,97 рублей ежемесячно:

1. 807,94 рубля – обеспечение медицинскими изделиями, лекарствами по рецептам, лечебными продуктами питания;

2.  124,99 рубля – путевки на санаторно-курортное лечение;

3. 116,04 рубля – бесплатный проезд на междугородном транспорте или пригородном ж/д транспорте к месту, где выполняется лечение и домой. Неработающему родителю, который ухаживает за инвалидом, предусмотрено специальное ежемесячное пособие в виде пособия по уходу. На каждого ребенка-инвалида либо инвалида с детства первой группы предполагается выплата в размере:

 1. 5500 рублей при уходе опекуном, усыновителем либо родителем;

 2. 1200 рублей при уходе иным лицом.

 При 2 и 3 группах после 18 лет пособие не положено. Один из родителей ребенка-инвалида может рассчитывать на досрочную пенсию.

Источник: https://to07.minjust.ru/ru/node/384462

Информация по обеспечению прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Защита прав детей-инвалидов в РФ

В Российской Федерации социальное обеспечение и защита прав инвалидов являются одним из приоритетных направлений правовой политики государства.

Закрепляется приверженность идее равенства прав и свобод всех членов общества и инклюзии в них инвалидов вне зависимости от состояния здоровья и их права на получение всех видов социальных услуг, включая образовательные.

Формирование условий их доступности для детей-инвалидов основывается на понимании того, что они могут и должны быть включены в современный социум и пользоваться его благами.

Одним из приоритетных направлений правовой политики Российского государства является создание условий, необходимых для предоставления детям-инвалидам равного доступа к образованию с учетом особенностей их психофизического развития.

Права ребенка, предусмотренные семейным законодательством, определяют его семейно-правовой статус и заключаются в предоставляемой возможности быть субъектом семейных правоотношений. Причем охрана и защита различаются по способам их обеспечения.

Охрана прав ребенка регулируется трудовым, административным, гражданским и другим законодательством, тогда как защита несовершеннолетнего в семейно-правовой сфере осуществляется семейным законодательством.

Но это обстоятельство не исключает, а наоборот, предполагает тесную взаимосвязь охраны и защиты прав ребенка, так как она определяет условия для благоприятного развития детей, а защита как действие имеет место в случае нарушения их прав.

Первым правовым документом, защищающим права детей, была Декларация прав ребенка 1959 года, закрепившая положение о том, что “человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет”, и “что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения”.

Она содержит структуру прав ребенка, состоящую из принципов, которыми должны руководствоваться все, кто заботится об осуществлении прав детей. На основе главных принципов Декларации была принята Конвенция о правах ребенка, к которой официально присоединилось большинство государств мира.

Конвенция является наиболее полным провозглашением прав детей, так как в ней закреплен правовой и социально-экономический статус ребенка, который устанавливает его возраст до 18 лет.

В ней закрепляются права ребенка на отдых и досуг, право на образование, право на социальное обеспечение, достойный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; право неполноценного ребенка на особую государственную поддержку с целью предоставления эффективного доступа к услугам в области образования, получения профессии, медицинского обслуживания, восстановления здоровья и в итоге наиболее полного включения такого ребенка в обычную жизнь. Декларация носила рекомендательный характер и не имела обязательной силы, поэтому 20 ноября 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которую подписала 61 страна. Для стран – членов ООН Конвенция является обязательным для исполнения документом, обязывающим все страны мира обеспечивать детям достойную жизнь и признавать ребенка полноправной личностью.

Образовательный процесс детей-инвалидов осуществляется в соответствии:

  • с учетом рекомендаций, полученных от педагогов, медиков и родителей, которые имеют право выбирать образовательное учреждение для ребенка-инвалида;
  • с правом ребенка-инвалида оставить обучение в любой период учебного года в случае ухудшения здоровья;
  • с запретом необоснованного исключения ребенка-инвалида из образовательного учреждения;
  • с правом расторгнуть договор, если обучающийся ребенок-инвалид не осваивает общеобразовательных программ. В таком случае образовательное учреждение обычно рекомендует иную форму обучения или другое образовательное учреждение.

Дети-инвалиды, не выполнившие учебные программные требования предыдущего года обучения, не переводятся на следующий год обучения. Решением педагогического совета школы они могут быть переведены на повторное обучение, но не более одного раза за весь период обучения. .
Порядок организации воспитания и обучения детей-инвалидов на дому разрабатывается и утверждается субъектами РФ, в которых имеются законы об образовании, содержащие статьи об обучении и реабилитации детей-инвалидов. Дети-инвалиды имеют возможность обучаться и в школах с инклюзивным принципом, где вместе с обычными школьниками образование получают и дети с ограниченными возможностями. Задачей инклюзивного образования является выработка уверенности в собственных силах у детей с ограниченными возможностями, их включение в коллектив сверстников, мотивирование их к обучению вместе с другими учащимися.

Другим способом адаптации детей-инвалидов к доступной среде является их дистанционное обучение с использованием современных информационных технологий.

Субсидии на него предоставляются бюджетами субъектов РФ, принявших в установленном порядке законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие их расходные обязательства.

Если есть медицинские показания, то родители или законные представители детей-инвалидов имеют право осуществлять их воспитание и обучение на дому самостоятельно.

В таких случаях органы управления образованием компенсируют их затраты на обучение в размерах, определяемых государственными и местными нормативными актами финансирования средств на обучение и воспитание. Бесплатным является только приобретение учебной и иной сопутствующей литературы в рамках образовательной программы, а дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания, несут родители.

Основной целью этих мер является создание детям-инвалидам равных с другими гражданами возможностей получения образования с целью включения их в общественно полезную трудовую деятельность. Российское законодательство гарантирует детям-инвалидам общие для всех детей права на жизнь, семейное воспитание, бесплатную медицинскую помощь, образование и т.д.

Закон запрещает относиться к ним как к неполноценным, защищает их права на реабилитацию, санаторно-курортное лечение, на обеспечение специальными средствами передвижения, на доступ к жилым зданиям, объектам культуры и так далее.

Дети-инвалиды имеют и многие другие права, гарантированные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”

Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1598″Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов”

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н “Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм”

Приказ от 20 сентября 2013 года № 1082″Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии”

Источник: http://schb18.narod.ru/OVZ.htm

Социальная защита детей инвалидов в РФ: льготы и изменения

Защита прав детей-инвалидов в РФ

30 Января 2018 5:00

Уровень инвалидности в государстве показывает его социальное и экономическое развитие. С каждым годом в нашей стране рождается все большее количество детей, имеющих проблемы со здоровьем. Многим из них заключением медико – социальной экспертизы устанавливается инвалидность.

Для таких детей государством разрабатываются особые меры государственной поддержки. В общем понимании все мероприятия в этой области и есть социальная защита детей инвалидов.

Дети с инвалидностью в обществе

Когда родители слышат заключение от врачей, о том, что их ребенок инвалид, земля уходит из-под ног. Мама и папа задумываются в этом момент о многом: способны ли они вырастить такого ребенка и обеспечить его всем необходимым, как правильно себя вести со своим особенным ребенком.

Детство – период становления личности, время когда маленький человек познает мир, знакомится с окружающими его, ищет ответы на самые главные вопросы «Кто я такой?», «В чем заключается смысл жизни?», «Кем я могу стать?».

На этом этапе важно приложить все усилия к тому, чтобы ребенок – инвалид смог хоть немного почувствовать свою причастность к социуму, обрести навыки и знания для возможности жить дальше, раскрыть свой потенциал, научиться преодолевать свои страхи и сомнения.

Поддержка детей – инвалидов и их семей должна осуществляться обществом в целом. Особую роль в этом процессе играет социальная защита государства.

Каким детям устанавливается инвалидность

Понятие «ребенок – инвалид» впервые стало использоваться в СССР в 1970- годах. В эту категорию попадали дети до 16 лет, имеющие достаточно тяжелые формы врожденных заболеваний. Именно им выплачивались пособия по инвалидности.

Перечень заболеваний, при которых возможно признание ребенка инвалидом расширился с 1991. Тогда численность детей – инвалидов значительно увеличилась.

Инвалидность признается у граждан, не достигших 16–летнего возраста, имеющих нарушения опорно–двигательного аппарата, нервной системы, психические расстройства, болезни внутренних органов, органов слуха и зрения, врожденные аномалии.

Законодательная база

В России политика в области социальной защиты детей – инвалидов осуществляется на основании актов международного, федерального и регионального значения.

Во главе актов стоят законы, принятые Ассамблеей ООН: Конвенция о правах ребенка, Конвенция об инвалидах, Декларация о правах умственно – отсталых лиц.

Федеральное законодательство РФ для регламентации вопроса о социальной защите разработало Закон о социальной защите инвалидов, Закон о социальном обеспечении населения.

В общей понимании законодательство делает упор на создание всех условий для поддержки инвалидов: финансовое обеспечение, реабилитация и абилитация, создание условий для образования, выявление потребностей и проблем у детей – инвалидов и семьях, в которых они растут.

Проблемы, возникающие во всех сферах деятельности, рассматриваются на основе прочих нормативных актах, действующих во всех структурах исполнительной власти.

Основные направления социальной защиты

Приоритетными задачами государства сегодня в вопросе социальной поддержки детей – инвалидов являются организация условий для удовлетворения особенных потребностей таких детей, создания приспособленной окружающей среды, получения образования, профориентационной работы, льготы.

По этому вопросу подписано более 30 нормативных актов на федеральном уровне, региональные власти все больше внимания уделяют этому вопросу. Практически во всех городах созданы общественные организации, реализуются социальные проекты для детей – инвалидов.

Признанные инвалидами дети согласно ФЗ No 181 обеспечиваются специальными техническими средствами реабилитации, протезными средствами.

Статья 17 предполагает улучшение условий проживания для семей, в которых есть дети – инвалиды и предоставления таким семьям компенсационных выплат за коммунальные услуги.

ФЗ No 178 дает право на получение НСУ (набора социальных услуг), включая необходимые лекарственные препараты, специальные продукты питания.

Образование

В рамках реализации Программы «Десятилетие детства», утвержденной Президентом РФ в 2018 году, делается упор на развитие инклюзивного образования детей, имеющих инвалидность, создание центров по развитию талантов таких детей.

Закон об образовании в РФ предусматривает оказание помощи при оплате расходов на образование. В системе общего образования создаются классы или группы для детей с сохранным интеллектом. Для лиц, имеющих отклонения в развитии действуют адаптированные, коррекционные программы с учетом их особенностей.

Безбарьерная среда

Продолжается вестись работа по созданию безбарьерной среды, возможности доступа инвалидов к социальным и культурным объектам. Градостроительное законодательство ввело особые требования к оборудованию таких объектов пандусами и специальным механизмом.

Таким образов, очевидно, что социальная защита детей – инвалидов в России ведется активнее. Сегодня в отличие от советского времени, о необходимости решать этот вопрос говорят открыто.

И если в крупных городах дела работа действительно ведется, то в селах и маленьких провинциях, все еще чувствуется дух СССР, где детям с инвалидностью достаются лишь жалостливые взгляды.

Следует отрегулировать механизм исполнения законов на местах, научится не только сразу же предлагать специализированные учреждения для таких детей, но и работать с семьями, проводить профилактические мероприятия и оказывать все виды имеющейся помощи.

Источник: https://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/socialnaya-zashchita-detej-invalidov-v-rf/

Консультация для родителей: «Защита прав детей-инвалидов в Российской Федерации»

Защита прав детей-инвалидов в РФ

Материал переработал и подготовил

педагог-психолог  МБДОУ ДС «Парус» г.Волгодонска

Корчагина Н.Л.

статьи:

1 Законодательная база

2 Перечень прав

3 Обучение, воспитание и лечение детей-инвалидов

3.1 Обучение

3.2 Документальное подтверждение

3.3 Специализированные школы

3.4 Надомное образование

3.5 Обучение законным представителем

 3.6 Медицинская помощь

4 Жилищные льготы

5 Транспортные льготы

6 Денежные выплаты

7 Досрочный выход на пенсию родителей

8 Защита прав детей инвалидов

Несовершеннолетние являются одной из самых незащищенных категорий граждан. Каждый день особого ребенка посвящен борьбе с болезнью. Государство уделяет особое внимание лицам, состояние здоровья которых не позволяет им вести обычный образ жизни.

Какими правами обладает несовершеннолетний инвалид и как обеспечить их защиту? Каждый несовершеннолетний инвалид – в первую очередь человек и гражданин. Его отличительной чертой является состояние здоровья и сниженная способность к самообслуживанию.

В связи с этим на каждого ребенка, обладающего таким статусом, распространяются общие права граждан (например, на имя), законодательство о детях в целом, а также нормативные акты, регулирующие вопросы получения статуса ребенка-инвалида, реабилитации, абилитации, выплат, льгот, защиты законных интересов:

Законодательная база

  1. Конвенция о правах человека.
  2. Конституция РФ.
  3. Гражданский кодекс.
  4. Семейный кодекс.
  5. Закон об опеке.
  6. Конвенция о правах инвалидов.
  7. Закон 1995 года о социальной защите граждан с ограниченными возможностями.
  8. Закон от 2014 года о внесении изменений в нормативные акты по соцзащите инвалидов

Последний правовой акт имеет особое значение для детей с ограниченными возможностями. В частности, он закрепляет понятие «абилитация».

В отличие от  ранее действующего, единственного понятия «реабилитация», новый термин подразумевает полное обучение нуждающегося необходимым для него социальным навыкам, знаниям и умениям. Тогда как реабилитация – это восстановление навыков, утраченных вследствие заболевания.

80% несовершеннолетних инвалидов нуждаются именно в абилитации. Далеко не все права совершеннолетних граждан со стойким нарушением здоровья распространяются на детей.

Перечень прав

Ребенок с ограниченными возможностями относится к одной из самых незащищенных категорий граждан, поэтому нуждается в особой защите со стороны государственных органов. Для этого законодатель предусмотрел ряд прав и льгот именно для них.

 Социальные права детей-инвалидов предусмотрены:

  • на образование;
  • на воспитание;
  • на лечение;
  • на материальное обеспечение;
  • на социальное обслуживание;
  • на участие в культурных мероприятиях;
  • на трудовую деятельность;
  • на дополнительные льготы.

Преимущественный перечень прописан федеральным законодательством, однако большинство регионов устанавливают дополнительные меры социальной  поддержки для детей с ограниченными возможностями. Многоуровневая структура является одной из причин проблем в реализации прав.

Обучение, воспитание и лечение детей-инвалидов

Воспитание детей-инвалидов может осуществляться как в специализированных организациях, так и на дому. Ребенок имеет право на посещение детского сада, если у него нет медицинских противопоказаний. Профильные учреждения имеют особые группы для инвалидов с одинаковыми заболеваниями.

В настоящее время многие детские сады комбинированного вида. Такие организации имеют в составе как общеобразовательные группы, так и для детей с ограниченными возможностями. Законные представители воспитанников таких групп обычно освобождаются от внесения родительской платы.

Воспитывать на дому детей-инвалидов рекомендуется при наличии заболеваний, препятствующих посещению группы или по желанию опекуна.

В отдельных регионах осуществляется поддержка семей, реализующих дошкольное образование детей на дому, однако эти льготы не имею отношения конкретно к детям-инвалидам.

Обучение

Образовательная система Российской Федерации предусматривает специализированные программы для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок может обучаться как в общеобразовательных организациях, так и в профильных.

Существует несколько видов учреждений для инвалидов, имеющих следующие стойкие нарушения здоровья:

  • слабовидящие;
  • слепые;
  • слабослышащие;
  • глухие;
  • глухонемые;
  • задержка психического развития;
  • легкая умственная отсталость;
  • нарушения опорно-двигательной системы (дцп).

Коррекционные образовательные организации могут быть профильные для одного вида заболеваний (слепые), комбинированные по диагнозам (слабослышащие, глухие и глухонемые) и по сочетанию расстройств (болезни опорно-двигательной системы и легкая умственная отсталость).

При этом поощряется обучение инвалидов с сохранным интеллектом в общеобразовательных организациях, если это позволяет состояние здоровья ребенка, например аутизм. Считается, что дети с ограниченными возможностями, получающие образование в общих школах, лучше адаптируются в дальнейшей жизни.

Документальное подтверждение

Одним из документов, необходимых для получения справки медико-социальной экспертизы (МСЭ), является заключение психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК). Эта бумага содержит информацию о рекомендованном образовательном маршруте. Для ребенка-инвалида такой документ обязателен. В соответствии с ним определяется программа обучения.

Оформление в специализированную школу также возможно только при наличии заключения. Документ выдается на руки законному представителю после прохождения комиссии. Он содержит рекомендации для домашней коррекции ребенка и в условиях образовательной организации.

На родителя или опекуна возлагается обязанность по передаче бланка в школу (лицей, детский сад).

Важно!

Ответственность за неисполнение рекомендаций ПМПК законными предстателями не предусмотрена.

Специализированные школы

В отличие от общеобразовательных школ, в которые набор осуществляется по территориальному признаку, выбор специализированного учреждения возложен на законных представителей.

Родитель может обратиться в любую коррекционную школу, и при наличии мест в нужном классе, ребенок будет зачислен на обучение. Коррекционных школ в стране значительно меньше, чем общеобразовательных.

Так как предугадать наличие инвалидов, нуждающихся в определенном обучении, практически невозможно, зачастую подходящее учреждение территориально отдалено от места жительства. Большинство таких школ являются интернатами.

Школа интернатного типа – это учреждение, реализующее не только специальные образовательные программы, но и воспитательные. Законный представитель может забирать ребенка домой ежедневно, на выходные дни, а при большой территориальной отдаленности места жительства – в каникулярные дни. При этом права родителей или опекунов не прекращаются.

Надомное образование. В соответствии с законом об образовании, при наличии заключения ПМПК, родители могут перевести ребенка на надомное обучение. Этот вид получения образования подразумевает посещение инвалида учителем по месту жительства. Например, 3 раза в неделю по 3 урока. Длительность домашнего урока составляет 30 минут.

Для перевода на надомное обучение специалистами ПМПК должна быть установлена невозможность ребенка получать образование в группах или специализированных организациях.

Основными причинами перевода на дом является наличие заболевания, при котором обучение в коррекционной школе невозможно, например, шизофренические расстройства, или психологические сложности при расставании с родителями, например, если школа территориально удалена.

Отдельно стоит упомянуть вариант, когда инвалид получает образование дистанционно, при наличии специального оборудования с помощью системы Интернент. Компьютер и другие технические средства для обучения предоставляется ребенку безвозмездно. Уроки проводятся педагогами в соответствии с расписанием.

Обучение законным представителем

Закон об образовании 2010 года дал родителям или опекунам возможность самостоятельного обучения детей. Предоставление знаний реализуется в любой форме, выбранной законным представителем. При этом неважно, осуществляет родитель трудовую деятельность, или нет.

Дети, получающие образование в такой форме, подлежат ежегодной проверке знаний. По окончании обучения сдают экзамены, предусмотренные для их образовательного маршрута. Например, на итоговое тестирование детей с легкой умственной отсталостью выводится только технология.

Реализация права детей-инвалидов в РФ на домашнее образование особо актуально для маленьких населенных пунктов, в которых только одна школа. Как правило, такие учреждения испытывают дефицит педагогов для осуществления обучения на дому.

Некоторые регионы оказывают материальную поддержку семьям, дающим детям-инвалидам образование самостоятельно.

Медицинская помощь

Каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право на бесплатную помощь врача в соответствии с законодательством.  Лечение детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации.

Важно!

Органы, указанные в ИПР, не знают о содержании конкретной программы, поэтому законный представитель, после получения документа, должен самостоятельно обратиться в каждый из перечисленных управлений.

Это документ, конкретизирующий специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Все услуги, предусмотренные программой, включая медикаменты, должны предоставляться бесплатно.

Ответственность за реализацию документа возложена на законного представителя.

Если лицо нуждается в предоставлении средств реабилитации (инвалидное кресло), санаторно-курортном лечении или других услугах, необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган, например в фонд социального страхования.

Жилищные льготы

Источник: http://www.detsadparus.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-zashhita-prav-detej-invalidov-v-rossijskoj-federacii/

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Защита прав детей-инвалидов в РФ

  • На Урале в г. Алапаевске у женщины с инвалидностью по слуху отобрали сразу шестерых из семи детей. При этом гражданка…

  • Через ОНФ к нам обратился А. – человек с первой группы инвалидности, который имеет нарушения стато-динамических функций и относится к…

  • В Нижнем Новгороде органы социальной защиты предложили родителям, получавшим до весны 2017 года компенсацию 50% страховой премии по ОСАГО, переоформить…

  • Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) – относится к специализированным услугам, граждане с полисом ОМС имеют право получить их бесплатно.ВМП включает применение…

  • Увеличение автомобильного транспорта в столице значительно усложнило ситуацию с городскими парковками. Настоящей проблемой эта ситуация становится для автовладельцев с инвалидностью…

  • В Ставропольском крае весной 2016 года радикально изменилась сложившаяся за последние три года судебная практика по вопросу реализации прав людей…

  • Введение 1. Соблюдение законодательства при установлении инвалидности, проведении медико-социальной экспертизы 2. Соблюдение права на реабилитацию и обеспечение людей с инвалидностью техническими средствами…

  • В РООИ «Перспектива» обратился житель г. Москва гражданин А. – инвалид 1 группы, передвигается на коляске. Он проживает в многоквартирном…

  • В Надзорненском ПНИ Ставропольского края уже много лет проживает человек с ментальной инвалидностью. Ставицкий Ю.М. ранее был признан судом недееспособным…

  • Какие нормативно-правовые акты начали действовать 1 января 2016 года.1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по…

  • По данным государственной статистики 2009 г., в 1500 российских домах престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатах (далее – ПНИ) находятся…

  •   Введение Нарушения при признании инвалидом и проведении медико-социальной экспертизы Нарушения при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации Нарушение права на образование Нарушение жилищных прав Нарушение прав…

  • Продолжение  Примером, наглядно характеризующим качество предоставляемых людям с инвалидностью ТСР, является обращение матери ребенка с инвалидностью П., поступившее в организацию «Инватур»…

  • Продолжение Образование. Инвалид I группы А., передвигающийся в кресле-коляске, получает высшее образование в университете по программе бакалавриата. Оплата получения образования осуществляется через…

  • 1) обеспечение жилыми помещениями лиц с инвалидностью из числа детей-сирот, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания  У лиц с инвалидностью из…

  • 29 сентября 2014 г. вступил в силу Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ N 664н «О классификациях и критериях…

  • Аналитическая записка с рекомендациями по применению законодательных изменений, связанных с вопросами реализации дееспособности людей с ментальной инвалидностью…

  • Закон  об основах социального обслуживания в РФ от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и вступает…

  • Реализация права на образование детей с инвалидностью в системе общего образования напрямую зависит от адаптивности системы к особым потребностям, которые…

  • Введение Образование Трудоустройство Медико-социальная экспертиза и реабилитация Права людей с ментальной инвалидностью Доступность Право на жилье Заключение Введение Данный отчет подготовлен в рамках проекта «Правовое просвещение и повышение гражданской…

  • Проблема по оплате жилья и коммунальных услуг людьми с инвалидностью уже не раз освещалась и рассматривалась, но все равно не…

  • Пермь и Пермская область Вопрос предоставления земельных участков людям с инвалидностью для индивидуального строительства уже более 19 лет регулируется статьей 17…

  • Как известно в России существуют сотни государственных учреждений стационарного социального обслуживания – интернаты. В них проживают в среднем по 300-400…

  • Небольшая заметочка о том, что правительство ужесточает условия определения инвалидности, взволновала очень многих наших читателей, которые просили подробнее рассказать, какие…

  • Расторжение брака   Органы ЗАГС Суд   1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей   1.           Если у супругов есть общие…

  • Дееспособность гражданина Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность)…

  • Инклюзивное образование – понятие, предназначенное для закрепления основных принципов организации и обеспечения обучения и воспитания в современном образовательном учреждении в…

  • Многие работодатели, готовые взять на работу инвалида, имеющего 3-ю степень ограничения способности к трудовой деятельности (СОТД), сталкиваются с дилеммой: у…

  • I. Общие положения Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов являются важными элементами системы обеспечения инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности, направленными на…

  • I. Какими делами занимается Суд? 1. Европейский Суд по правам человека является международной организацией, которая только при определенных обстоятельствах может принимать…

  • Право на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лица, в различные организации предусмотрено, прежде всего Конституцией РФ…

  • Статья 30 Конституции РФ гарантирует каждому право на объединение для защиты своих интересов. Как правило, люди объединяются в целях решения одинаковых…

  • Обращение прокурора с иском (заявлением) часто является завершающим этапом надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами…

  • В соответствии с законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих…

  • Специальные доклады Уполномоченного, посвященные инвалидам О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации (10 мая 2006 г)http://ombudsman.gov.ru/doc/spdoc/0206.shtml Права и возможности инвалидов в Российской…

  • Что такое ИПРА? Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) – это разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в…

  • Какие льготы есть у инвалидов при поступлении в государственные высшие и средние учебные заведения (в дальнейшем – вузы и ссузы)? Дети-инвалиды…

  • ЕГЭ состоит из экзаменов по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники X, XI(XII) классов общеобразовательной школы региона, принимающего участие…

  • Минздравсоцразвития утвердило новые формы документов, которые получают граждане в учреждениях медико-социальной экспертизы (МСЭ), если после прохождения освидетельствования им устанавливается инвалидность. В…

Источник: https://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles

Адвокат Захаров
Добавить комментарий