Права детей на образование

Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений

Права детей на образование

Основным правозащитным документом прав детей, провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года. Принятие Конвенции стало кульминацией борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей.

Проблема права ребенка на образование и защиты прав учащихся тесно связана с вопросом формирования культуры как непременного условия сохранения и развития народа, государства и человечества в целом.

В условиях обострения негативных явлений в общественной жизни, отрицательно влияющих на формирование подрастающего поколения, эта проблема возводится в ранг глобальной, а тема обеспечения права ребенка на образование и прав учащихся приобретает особую актуальность.

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие и главное — возможность самореализации. Ни один человек не может найти свое единственное место в жизни, раскрыть заложенные в нем потенциальные способности без образования.

Российская Федерация, подписав и ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, признала право ребенка на образование и согласилась, что образование ребенка должно быть направлено на гуманистические цели, а именно на:

–                   развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

–                   воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

–                   воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

–                   подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

–                   воспитание уважения к окружающей природе.

По мнению 77,3 % учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда, участвовавших в социологическом опросе, образование осуществляется, прежде всего, в интересах личности.

В числе приоритетов воспитания выделяются воспитание уважения к правам человека, к истории и традиционной культуре поколений, а также формирование личности ребенка, знающего и умеющего использовать свои права.

Статья 43 Конституции РФ гласит: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

По результатам социологического опроса, проведенного среди учащихся МОУ лицея № 7 г.Волгограда 50 % опрошенных знают, что право на образование закреплено в международных документах — «Всеобщей Декларацией прав человека и «Конвенции о правах ребенка».

Право ребенка на образование в процессе реализации, предусматривает ряд правомочий, где основным правомочием является право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия).

При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

К данному виду правомочий можно отнести: 1) право на образование, адекватное современным образовательным потребностям; 2) право на выбор вида, получаемого образования; 3) право на выбор языка образования; 4) право на выбор формы получения образования в соответствии с собственными убеждениями и национальными традициями (это право корреспондируется родителям и в соответствующих случаях законным опекунам).

При этом 73,8 % опрошенных считают, что имеют право на самостоятельный выбор формы образовательного учреждения и вида образования, несмотря на мнение родителей.

Следующим правомочием в составе права ребенка на образование рассматривается право-требование. Последнее выражается в: 1) правомочии требовать предоставления образования, соответствующего установленным характеристикам; 2) правомочии требовать создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Применительно к российским условиям можно отметить следующие характеристики образования:

–        качество (В России роль его критерия выполняет государственный образовательный стандарт. Качество образования может рассматриваться как результативность и состояние процесса образования, его соответствие потребностям общества, государства и человека, достижение установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);

–        доступность (экономическая и физическая), включая введение бесплатного образования для отдельных видов (п.п. 2, 3 ст. 43 Конституции РФ);

–        приемлемость и адаптируемость, обусловленные изменяющимися целями образования и образовательными потребностями;

–        соответствующий язык образования (граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

–        недискриминация и правовое равенство в данной области (гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п. 1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

–        наличие системы образования и многообразие его форм (ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

–        непрерывность и системность образования;

–        единое образовательное пространство.

По результатам социологического опроса 79,5 % респондентов считают, что образование должно быть общедоступным, вместе с тем 25 % уверены, что образование должны получать на конкурсной основе.

При этом 61,4 % анкетируемых ответили, что образование должно быть бесплатным (9,1 % — платным), среди опрошенных 25 % думают, что образование должно бать обязательным. Кроме того 66,6 % считают, что образование должно быть, в первую очередь, экономически доступным.

По мнению 28,6 % общедоступность образования означает физическую доступность и недискриминацию.

Меры правовой защиты права на образование предусмотрены как международно-правовым механизмом, так и внутригосударственным, прежде всего, конституционно-правовым (ст.ст. 33, 45, 46, 52, 53 Конституции РФ и др.).

Обращает на себя тот факт, что по результатам социологического опроса 54,5 % респондентов уверены, что их право на образование могут обеспечить родители.

Лишь 20,5 % — органы государственной власти, 11,4 % — учителя и органы школьного самоуправления, 2,3 % уверены, что им это право обеспечат друзья. По мнению большинства анкетируемых, нужны специальные организации по обеспечению права на образование (73,8 %).

Вместе с тем только 38,6 % опрошенных знают, что нарушенное право на образование можно защитить и в международных органах.

Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности, адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

В г. Волгограде в соответствии с Приказом Комитета по образованию администрации Волгограда № 370 от 30 сентября 2003 г.

«Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении» при поддержке Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области в образовательных учреждениях введены должности школьных Уполномоченных по защите прав и законных интересов ребенка.

Данный институт был введен в нашем МОУ лицее № 7 г. Волгограда, где функции Уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении выполняет Розгон Мария Игоревна.

На основе анализа действующего законодательства и международно-правовых стандартов с учетом результатов социологического опроса среди учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда дополнительную аргументацию получает положение, что реализация права ребенка на образование должна быть направлена на гуманистические цели.

Право ребенка на образование должно рассматриваться как особая разновидность международно-признанного и одновременно с этим имеющего конституционную форму закрепления основного культурного права человека и гражданина на образование.

Таким образом, право ребенка на образование предусматривает ряд правомочий. Так, основным правомочием признается право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия).

При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права, выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

Особое место в системе защиты прав ребенка, включая право на образование, и прав учащихся принадлежит Уполномоченному по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении и школьным детским правозащитным организациям, которые выступают в качестве взаимодействующих специальных правозащитных институтов по охране прав ребенка муниципального уровня и которые могут предусматривать координацию, консолидацию и коалицию с различными универсальными и специальными правозащитными институтами как международного, так и федерального, регионального и муниципального уровней.

Литература:

1.      Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. — М., 2003.

2.      Конституция Российской Федерации. — М, 1993.

3.      Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. — М., 2000.

4.      Валицкая А. П. Образование в России: Стратегия выбора. — СПб., 1998.

5.      Матюшева Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования. — Ростов на Дону, 1999.

6.      Шкатулла В. И., Смолин О. Н., Широбоков С. М., Утенков В. М. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании. — М., 1999.

Источник: https://moluch.ru/young/archive/1/50/

Права детей на образование в России: обязанности и ответственность родителей

Права детей на образование

Право ребенка на образование во многом зависит от культуры государства, целью которого является развитие достойного человечества. Сегодня это считается довольно актуальной проблемой, поскольку есть много отрицательных явлений, влияющих на подрастающее поколение.

Образование – это определяющая часть жизни любого человека. С помощью этого человек сможет достичь благополучного положения в обществе и самовыражаться. Без учебы человеку трудно найти себя в современном мире. Только с помощью такого важного пункта в жизни можно выразить все свои способности.

Закон об образовании

2012 года, 21декабря Госдума РФ принял этот закон. Данный документ был одобрен 26 декабря со стороны совета федерации России. В законе есть точные объяснения, которые касаются всех пунктов данной области.

В основе закона лежат отношения, которые касаются осуществления и гарантии прав на образование и свободы человека. Закон предусматривает создание возможностей для учебы. По данному закону РФ устанавливаются все условия для организации учебы в РФ. По закону устанавливается политика РФ и права участников этой области.

Конвенция о правах ребенка

Документ был принят Генеральной Ассамблеей ООН Ν 44/25 в 20 ноября 1989 года.  Это главный международный акт о правах детей, который вступил в силу 02.09.1990. В СССР была утвержден 13 июня 1990 года Ν 1559-1. В данной конвенции изложены важные понятия, связанные с развитием культуры, государства и народа в целом, где большую роль играет понятие о правах ребенка на образование.

Российская Федерация утвердила Конвенцию. По признанию РФ, образование необходимо, чтобы развить следующие гуманистические цели.

  1. Развить все умственные и физические способности личности.
  2. Воспитать понимание о свободе человека.
  3. Воспитать уважение к родителям и к национальной принадлежности человека.
  4. Подготовить к жизни в обществе, где гражданин должен выступить самостоятельно. Понимать окружающий мир, роль мужчин и женщин в обществе.
  5. Воспитать понимание к природе и уважать ее.

Право ребенка на образование

В этой сфере есть некие правомочия, например, как право самостоятельно действовать в обществе. Ребенок имеет право на образование, на выбор его языка и формы. Он вправе требовать предоставить возможность учиться и соответственные условия для него.

Государство гарантирует основное бесплатное образование своим гражданам, однако среднее специальное и высшее осуществляется на основе конкурсного отбора или на коммерческой основе.

Все права воспитанников устанавливаются уставом данного учебного заведения.

  • Люди, достигшие совершеннолетнего возраста, вправе выбрать учебное заведение и форму учебы.
  • Воспитанники имеют возможность получать такую учебу, которая соответствует нормам и стандартам РФ.
  • Все выпускники школ имеют равноправное положение во время поступления в другие учебные заведения.
  • Строго запрещается принудить учащихся вступить в общественно-политические организации или политические движения.
  • Все воспитанник могут посещать разные мероприятия свободно от учебного плана.
  • Все учащиеся и воспитанники могут переводиться в другие учебные заведения.

Среди возможностей, предоставляемых образовательной системой можно отметить важные функции учебных заведений.

Они имеют цель создать общий культурный облик личности, помочь адаптироваться в обществе, помочь выбрать будущую профессию, воспитать понятие об уважении к свободе человека, к природе, к родителям, учить, как создать здоровый образ жизни. Есть определенные нормы для учащихся общеобразовательных учреждений.

Защита прав учащихся общеобразовательных учреждений

Для сохранения ценностей человечества важную роль играют права ребенка на образование и защита учащихся. Защита права на образование установлена международной системой и отдельно государственным механизмом.

По этим критериям каждый ребенок имеет право на образование.  Родители должны принимать обязательное участие в процессе обучения своих детей.

  При нарушении этих прав детей осуществляется защита этих прав  с помощью компетентных органов.

Права, обязанности и ответственность родителей

По закону РФ каждый малыш должен быть под ответственностью своих родителей. Он должен быть окружен любовью и заботой. Родители должны обеспечить его материально. По семейному кодексу РФ есть конкретные родительские права, которые осуществляются до 18 летнего возраста. Они заключаются в следующем:

  1. Получить из государства обеспечение бесплатного основного общего образования для своих детей.
  2. Возможность для выбора формы образования своих детей.
  3. Право на осуществление программы общего образования для своих детей и возмещение затрат на учебу.
  4. Возможность на прием своих детей в местное учебное заведение.
  5. Ознакомиться с установленными нормами местного учреждения для реализации учебы.
  6. Возможность на совместное участие в делах управления учебного заведения.
  7. Ознакомиться с учебным процессом в целом и оценками.
  8. Дать согласие для прохождения военной подготовки.
  9. Обсуждать с учителем или директором свои жалобы.
  10. Получать помощь со стороны государственных органов в процессе обучения.
  11. Воспитать его своими религиозными пониманиями.
  12. В случае необходимости защищать своего сына или дочь в судах.

Помимо правил, все родители имеют конкретные обязанности. Они обязуются:

  • обеспечить права ребенка на образование;
  • защищать своих детей, не нанести вред его здоровью;
  • обеспечить основное общее образование до 15 лет в школе или в другом учреждении;
  • соблюдать все нормы устава учебного заведения;
  • обеспечить для него нормальные условия проживания.

Родители ответственны за невыполнение своих обязанностей. Они несут ответственность за своих детей так же в случае нарушения им прав других граждан. По законодательству РФ есть установленные нормы, когда родители могут лишаться своих родительских прав:

  • если не выполняют свои обязанности как родители;
  • злоупотребляют своими правами;
  • в случае плохого обращения и насилия;
  • в случае совершения преступления.

Ответственность лиц, нарушивших права детей

По законам РФ все права родителей реализуются в соответствии с интересами детей. Родители или законные представители несовершеннолетних детей, все должностные органы и другие ответственные лица должны нести ответственность в случае нарушения прав несовершеннолетних.

Среди всех причин лишения родительских прав главным является грубое обращение с детьми.

Если родители или другие законные представители не исполнят свои обязанности, которые включают в себя содержать и воспитать его, они будут нести административную ответственность по законодательству Российской Федерации.

В случае жестокого обращения с малышом или подростком по статье 156 уголовного кодекса РФ данное лицо подлежит уголовной ответственности.

В случае вовлечения его к употреблению алкоголя или других продуктов, содержащих спирт, должностное лицо будет нести уголовную ответственность по статье 151 РФ.

В случае вовлечения в попрошайничество дееспособное лицо должно нести уголовную ответственность по той же статье РФ.

Контролирующие органы

В Российской Федерации есть органы власти, которые компетентны контролировать образовательную область.

  1. Министерство образования, государственный орган, который занимается реализацией политики в данной сфере.  В функции министерства входит создание разных программ, которые должны осуществляться с целью развития образования на территории всего государства. Министерство каждый год должно утверждать учебники, которые используются в процессе учебы.
  2. Федеральное агентство по образованию. Занимается организацией работы учебных заведений, в которую включаются общее, профессиональное и дополнительное образование.

Служба по надзору. Занимается контролем осуществления науки в целом. В обязанности данного федерального органа входит и надзор над молодежной политикой, аттестация педагогов.

Несмотря на то, что существуют органы, контролирующие всю деятельность этой сферы, на сегодняшний день развить образование довольно трудно.

Среди всех международных документов, которые касаются прав детей, есть некоторые основные акты:

  1. Декларация 1959 года о правах детей
  2. Конвенция ООН 1989
  3. Декларация 1990 года о защите и выживании детей

Среди документов в РФ можно выделить следующие:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации 1996 года
  2. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  3. Закон «Об образовании»

В данных актах говорится о правах деток на получение имени, гражданства, материального обеспечения, защиты, обеспечения получения образования.

Источник: https://opekarf.ru/prava-grazhdan/prava-detej-na-obrazovanie-v-rossii-obyazannosti-i-otvetstvennost-roditelej

European Standards in Human Rights – Chapter IV

Права детей на образование

Европейские стандарты в области прав человека:  теория и практика функционирования Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

ГЛАВА IV.   ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПРАВО В КОНТЕКСТЕ ДЕЙСТВИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД.

13. Право на образование (ст. 2 Протокола № 1)

Тот факт, что первое предложение ст. 2 имеет негативную формулировку, наводит на мысль, что в статье речь идет скорее о праве на свободу образования, нежели о социально-экономическом праве на образование. В своем решении по Бельгийскому лингвистическому делу Суд постановил, что ст.

2 не требует от государств-участников обеспечить за собственный счет или субсидировать какое-либо определенное образование. В то же время положение ст. 2 предполагает для находящихся под юрисдикцией государств-участников право «воспользоваться имеющимися в данный момент средствами обучения» 488.

Вместе с тем пользование правом на образование даже в таком его толковании требует существования и поддержания хотя бы минимального образования, которое бы предоставлялось государством, ибо в противном случае гарантируемое по ст. 2 право носило бы иллюзорный характер, в особенности в отношении лиц, имеющих ограниченные средства.

Кроме того, по мнению Суда, данная статья Конвенции требует, чтобы государства официально признавали в той или иной форме факт завершения лицом определенного типа образования с положительным результатом, так как иначе пользование гарантируемым правом не было бы особенно эффективным 489.

Комиссия не ответила на вопрос, распространяется ли это положение на образование, полученное за рубежом. В любом случае соответствующее лицо может быть подвергнуто процедуре сдачи экзаменов в той стране, где требуется признание полученного за рубежом образования 490.

Высказанная Европейской Комиссией точка зрения, что «содержащееся в статье 2 право касается прежде всего начального образования» 491, не подтверждается ни текстом ст. 2, ни прецедентным правом Европейского Суда. Согласно толкованию Суда, ст.

2 не требует от государств предоставления какого-либо определенного уровня образования (хотя в государствах–членах Совета Европы начальное образование и является абсолютным минимумом), но в то же время накладывает на них обязательство предоставить всем доступ к имеющимся средствам образования, исходя из соответствующих правил. В этой связи справедливой представляется точка зрения Комиссии о том, что государства–участники Конвенции не несут обязательства предоставления определенного типа образования для совершеннолетних лиц и не гарантируют наличие школ в соответствии с определенными религиозными воззрениями родителей 492.

Таким образом, хотя, по мнению автора, ст. 2 в принципе предоставляет право на доступ к любому типу и уровню образования, существующему в данной стране, это не означает, что всякий должен иметь доступ ко всякому учебному заведению и возможность обучаться в нем столько, сколько он сам того пожелает 493.

Неотъемлемая черта обучения   — возможность успешно завершить свое образование только после того, как лицо достигло требуемого для этих целей уровня знаний, в противном случае даже не может быть и речи об образовании.

Следовательно, условия приема, относящиеся к объективной оценке такого уровня, не могут считаться противоречащими свободе образования 494.

Хотя право на образование в силу своей природы предполагает его регулирование со стороны государства, здесь применимо общее правило о том, что регулирование ни в коем случае не должно иметь такие характер или масштаб, которые затрагивали бы существо гарантируемого права, или нарушать какие-либо иные конвенционные права и свободы.

Предполагает ли свобода образования также и свободу не получать образования? Иными словами, противоречит ли обязательное образование ст. 2 Протокола №   1? Ст.

2 касается свободного доступа и определенного уровня свободы выбора образования, что, как представляется, не запрещает обязательного образования, при котором имеется определенная вышеупомянутая свобода. Действительно, по мнению Комиссии, «ст.

2 Протокола №   1 предполагает право государства устанавливать обязательную систему образования, будь то в государственных школах или при частном обучении, отвечающему удовлетворительному стандарту, при этом проверка… образовательных стандартов является неотъемлемой частью этого права».

Исходя из этого, Комиссия заключила, что «требование сотрудничества… родителей для оценки учебным ведомством образовательных стандартов их детей в целях обеспечения определенного уровня грамотности при сохранении тем не менее возможности обучения детей на дому не может рассматриваться в качестве недостаточного уважения прав петиционера в соответствии со статьей 2 Протокола № 1» 495.

В практике Комиссии и Суда нередко возникал вопрос, включает ли в себя право на образование, помимо права на получение образования, также и право обеспечивать образованием; включает ли оно, к примеру, право предлагать частное образование наряду с государственным? С учетом того факта, что первое предложение ст.

2 относится только к образованию, в то время как второе предложение проводит различие между образованием и обучением, вышеупомянутая точка зрения, похоже, не разделялась разработчиками Протокола №   1 к Конвенции. В любом случае данное право не вытекает из второго предложения ст.

2, так как это положение касается участия государства в образовании и необязательно подразумевает право предлагать частное образование.

Так как в Страсбург не было направлено ни одной жалобы в связи с государственной помощью для получения какого-либо типа образования в соответствии со ст.

2 496, можно сделать вывод, что данное положение относится в равной степени и к частному образованию. Вместе с тем, если какой-либо тип образования субсидируется, государство не имеет права согласно ст.

14 Конвенции проводить какую бы то ни было дискриминацию между государственным и частным образованием.

Второе предложение ст. 2 исходит из того, что образование получают несовершеннолетние.

Действительно, данное положение касается не свободы образования для тех, кто его получает, а права родителей обеспечивать детям образование в соответствии с их собственными религиозными и философскими убеждениями.

Данное право создает обязательства для правительств постольку, поскольку правительства вовлечены в процесс образования.

По мнению Суда, при проведении какой-либо деятельности в области образования правительства обязаны уважать права родителей в соответствии со ст. 2 497.

Кроме того, Суд постановил, что взгляды родителей нельзя считать определяющими при решении вопроса, соответствует ли содержание получаемого образования их религиозным и философским убеждениям; решать этот вопрос необходимо, исходя из объективных критериев.

В этой связи Суд отметил, что ответственность за составление школьной программы несет государство. Следовательно, оно имеет право включать в обучение также и передачу информации, имеющей прямой или косвенный религиозный или философский характер и связанной с другими предметами. Нарушение ст.

2 будет иметь место лишь в том случае, если передача идей происходила необъективно, некритически и неплюралистично, принимая при этом характер обработки обучаемых 498.

Суд также пришел к выводу, что второе предложение ст.

2 «направлено на обеспечение возможности плюрализма в образовании, причем такая возможность является существенно необходимой для сохранения “демократического общества, как оно задумывалось в Конвенции”; кроме того, с учетом власти современного государства, данная цель должна реализовываться прежде всего посредством государственного обучения» 499.

Из формулировки этой цели, а также из текста второго предложения ст. 2 следует, что такой плюрализм должен быть обеспечен и в частном образовании, по крайней мере постольку, поскольку государство с этим связано тем или иным образом через субсидии, инспекции школ, составление инструкций по программе обучения и т. д.

Учитывая то, что ст.

2 в принципе относится и к среднему, и к высшему образованию (в той мере, в какой они доступны), следует предположить, что обязательство государства обеспечивать религиозный и философский плюрализм при предоставлении образования касается также и совершеннолетних, обращающихся за его получением. В этих целях они могут опираться на первое предложение ст. 2, которое следует толковать в свете ст. 2 в целом.

В решении по делу Кемпбелл и Косанс Суд вслед за Комиссией дал достаточно широкое толкование термину «философские убеждения»: «Учитывая Конвенцию в целом, в том числе статью 17, выражение “философские убеждения” в нынешнем контексте означает, по мнению Суда, такие убеждения, которые должны уважаться в “демократическом обществе”… и не являются несовместимыми с человеческим достоинством; кроме того, они не должны противоречить основополагающему праву ребенка на образование, с учетом определяющего значения первого предложения для всей ст. 2» 500.

Суд также дал определение слов «образование» и «обучение»: «Образование детей является целым процессом, в ходе которого, во всяком обществе, взрослые стараются передать молодым свои убеждения, культуру и другие ценности, в то время как обучение касается, в частности, передачи знаний и интеллектуального развития» 501.

Широкое толкование, которое Суд дал термину «образование» в деле Кемпбелл и Косанс, подразумевает применение второго предложения ст. 2 также и к ситуациям, находящимся вне рамок образовательных учреждений 502.

Иностранные граждане не могут, ссылаясь на ст. 2 Протокола №   1, требовать допуска в государство–участника Конвенции в целях получения образования в одном из существующих в нем учебных заведений, так как гарантируемым по ст.

2 правом обладают только лица, уже находящиеся под юрисдикцией государств-участников. Если же иностранец находится на территории Высокой Договаривающейся Стороны Конвенции на законных основаниях, то он также имеет право на образование.

Как уже указывалось в отношении ст. 1 Протокола №   1, ни одно из гарантируемых по Протоколу прав не является таким, от которого государства-участники не могли бы отступить «во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации», в соответствии со ст. 15 базового текста Конвенции.

__________________________________________________________________

488  Решение от 23 июля 1968 года по делу Belgian Linguistic Cases. Ser. A: Judgments and Decisions. Vol. 6 (1968). P. 31.

489  Ibid. P. 31.

490  Application 7864/77, X vs. Belgium. Decisions and Reports. Vol. 16 (1979). P. 82.  

491  Application 5962/72, X vs. United Kingdom. Decisions and Reports. Vol. 2 (1975). P. 50; Application 7010/75, X vs. Belgium. Decisions and Reports. Vol. 3 (1976). P. 162.  

492  Application 7527/76, X and Y vs. United Kingdom. Decisions and Reports. Vol. 11 (1978). P. 147.

493  Application 5492/72, X vs. Austria. Coll. 44 (1973). P. 63.  

494  Application 6598/74, X vs. Federal Republic of Germany. Not Published; см . также : Application 8844/80, X vs. United Kingdom. Decisions and Reports. Vol. 23 (1981). P. 228.  

495  Application 10233/83, Family H. vs. United Kingdom. Decisions and Reports. Vol . 37 (1984). P. 105.

496  Решение от 23 июля 1968 года по делу Belgian Linguistic Cases. Ser. A: Judgments and Decisions. Vol. 6 (1968), P. 31; Application 6853/74, 40 Mothers vs. Sweden, Yb. XX (1977), P. 214; Application 7527/76, X and Y vs. United Kingdom. Decisions and Reports. Vol. 11 (1978). P. 147; Application 9461/81, X and Y vs. United Kingdom. Decisions and Reports. Vol. 31 (1983). P. 210.

497  Решение от 7 декабря 1976 года по делу Kjeldsen , Busk Madsen and Pedersen . Ser. A: Judgments and Decisions. Vol. 23 (1976). P. 25.

498  Ibid. P. 26–28; Application 6853/74, 40 Mothers vs. Sweden. Yb. XX (1977). P. 214; Application 7527/76, X and Y vs. United Kingdom. Decisions and Reports. Vol. 11 (1978). P. 147.

499  Ibid. P. 25.

500  Решение от 25 февраля 1982 года по делу Campbell and Cosans . Ser. A: Judgments and Decisions. Vol. 48 (1982). P. 16.

501  Ibid. P. 14.

502  См., например: Доклад от 2 декабря 1986 года по делу Olsson. Ser. A: Judgments and Decisions. Vol . 130 (1988). P . 63–64; Решение от 24 марта 1988 года по тому же делу. Ibid

страница || Договора || Поиск || Другие сайты

Источник: http://hrlibrary.umn.edu/russian/hrtsbook/Reurostandards-Rchapter4.13.html

Право детей на воспитание и образование и обязанность родителей по реализации данных прав

Права детей на образование

ПРАВО ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЯЗАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ ПРАВ

А.Н. Левушкин, доцент кафедры гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент

Статья посвящена правовому анализу права детей на воспитание и образование и обязанности родителей по реализации данных прав. Автор в статье анализирует права и обязанности родителей по воспитанию детей, а также рассматривает особенности регулирования отношений между родителями и детьми, в том числе при получении детьми образования.

Ключевые слова: родители, права родителей, обязанности родителей, воспитание, образование, дети, семья.

2008 г. в России был объявлен Годом семьи. Стремление привлечь внимание общества к проблемам семьи обусловлено причинами различного характера: экономического, демографического, криминологического, психологического, социально-нравственного.

Термином «родительские права» охватываются как права, так и обязанности обоих родителей в отношении своих детей. Это связано с традиционным представлением о том, что права родителей есть одновременно и их обязанность перед своими детьми, обществом, государством.

Поэтому родители не только вправе, но и обязаны осуществлять родительские права.

Родительским правам корреспондируют соответствующие обязанности, неисполнение которых может повлечь для родителей определенные санкции (лишение родительских прав, взыскание средств на содержание детей с родителей в судебном порядке и др.).

Родительские права возникают с момента рождения ребенка и прекра-

щаются по достижении им восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетнего в брак или при его эмансипации (ст. 61 СК РФ, ст. 21, 27 ГК РФ).

Воспитательный процесс это – «организованное, целенаправленное руководство воспитанием учащихся в соответствии с целями, поставленными перед ним обществом».

В чем же состоит специфика семейного воспитания и особая роль семьи в воспитательном процессе? Семейное воспитание «более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям. Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию».

В то же время, как верно отмечает А.Г. Харчев, семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные

возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Все это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их.

Ребенок учится на «живом примере своих близких», постоянно чувствует на себе воспитательный потенциал семьи, в который входят «уровень образования и культуры родителей, их авторитет у детей и доверие к мнению родителей» [1, с. 291].

Понятия «право на воспитание детей» и «родительское право» в литературе нередко отождествляют. Так, А.М.

Рябов пишет, что «родительское право можно определить как общее личное правомочие родителя на воспитание детей» [2, с. 50]. Другой автор, А.М.

Нечаева, считает, что «одним из основных охраняемых законом прав гражданина как родителя является его родительское право, т. е. право на личное воспитание своего ребенка» [3, с. 94].

Право на воспитание – несомненно, родительское право, но не единственное. Понятие «родительские права» охватывает всю совокупность прав, принадлежащих родителям в их правоотношениях с детьми. Поэтому право на воспитание надо соотносить с понятием «родительские права» как вид и род одного и того же явления.

К личным родительским правам относят следующие права: 1) на воспитание детей; 2) на присвоение ребенку имени и фамилии; 3) на определение местожительства детей и истребование детей от всех лиц, незаконно удерживающих их; 4) на представительство и защиту интересов детей; 5) давать согласие на усыновление своего ребенка другим лицом [4, с. 102].

Все эти самостоятельные права, составляющие в совокупности личные родительские права, тесно взаимосвязаны. Так, нельзя сказать, что право родителя дать ребенку имя не имеет значения для воспитания.

Порой имя, данное в честь какого-то почетного гражданина, побуждает ребенка быть достойным носителем этого имени, что способствует воспитанию.

Имеет отношение к воспитанию и реализация родителями права на определение местожительства ребенка и т. д.

Однако, прежде чем определить содержание права на воспитание детей, остановимся на сущности этого права. По рассматриваемому вопросу существует две точки зрения.

Согласно одной из них право на воспитание рассматривается как право родителей своими действиями влиять на детей либо по своему усмотрению передавать их на воспитание и обучение [4, с. 213].

Согласно другой точки зрения сущность этого права определяется как «общее личное правомочие родителя на воспитание детей, на личное воздействие на ребенка, имеющее целью привить ему необходимые качества и свойства человека и тем самым удовлетворить личный интерес и интерес общества в целом» [5, с. 84].

Н.М. Ершова содержание права на воспитание раскрывает через деятельность родителей по защите прав и интересов несовершеннолетних детей в качестве их законных представителей во всех учреждениях [6, с. 15]. Она смешивает самостоятельное родительское право на представительство и защиту интересов детей с правом на воспита-

ние. В.П. Шахматов и Б.Л. Хаскельберг права на воспитание относят права родителей на определение местожительства и устройство ребенка в детские учреждения [7, с. 157]. Однако эти права, как и право на представительство, являются самостоятельными родительскими правами и имеют определенное содержание.

Наиболее правильную позицию занимает В.А. Рясенцев, рассматривающий право на воспитание как единое право, из которого вытекают соответствующие правомочия, составляющие его содержание. По мнению В.А. Ря-сенцева, это правомочия на обучение детей и общение с ними [8, с. 180]. Являясь правомочиями, они включаются в состав субъективного права, а не являются его разновидностью.

Родительское воспитание не должно причинять вред физическому или психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. В противном случае согласно абз. 2 п. 1 ст. 66 СК РФ другой родитель вправе воспрепятствовать общению родителя с ребенком; в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 68 СК РФ суд вправе отказать в иске родителям о передаче им ребенка и согласно п. 2 ст.

68 СК РФ передать ребенка на попечение органам опеки и попечительства; согласно п. 1 ст. 73 СК РФ родители могут быть ограничены в родительских правах, и как крайняя мера – лишены родительских прав в случае злоупотребления родительскими правами и при жестоком обращении с ребенком (ст. 69 СК РФ).

Кроме того, в качестве оперативной меры органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у роди-

телей на условиях и в порядке, предусмотренных ст. 77 СК РФ.

Таким образом, сущность субъективного родительского права на воспитание определяется как возможность родителей своими поступками воздействовать на психологию ребенка, его сознание и требовать соответствующего поведения от него с целью вырастить ребенка достойным членом общества, готовым к общественно полезному труду.

Предоставляя родителям право на воспитание ребенка, государство в тоже время возлагает на них обязанность осуществлять это право в интересах общества. И в этом смысле можно говорить, что право на воспитание выступает и обязанностью родителей.

Обязанностью родителей является именно «осуществление права на воспитание», а не наделение родителей правами-обязанностями, о которых иногда говорят в юридической литературе [9, с. 113].

Эти обязанности существуют у родителей как перед государством, так и перед ребенком, который обладает правом на надлежащее семейное воспитание со стороны родителей. И хотя «подобное право законодательством не предусмотрено, оно, несомненно, существует».

Обязанность отличается от права, прежде всего, необходимостью выполнения и наличием ответственности за невыполнение. Так, за невыполнение обязанности воспитывать ребенка в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Статья 156 УК РФ направлена на обеспечение выполнения родителями конституционной обязанности воспитывать своих детей и заботиться о них.

Основываясь на этом положении, можно отнести родительское право на воспитание к абсолютным правам, так как обязанность не препятствовать родителям правомерному осуществлению в воспитательном процессе принадлежащего им права возлагается на всех. Это право защищается от противоправных посягательств кого-либо.

Вместе с тем следует согласиться и с мнением, что «право на воспитание обладает признаками, присущими одновременно и абсолютным, и относительным правам» [1, с. 90], поскольку общественное отношение по воспитанию складывается между конкретными лицами – родителем и ребенком.

Взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Основанием возникновения родительских прав является не «только факт кровного родства», а наличие фактического состава, который включает два элемента: а) рождение ребенка (первый элемент); б) регистрацию акта рождения ребенка в органе загса (второй элемент). В результате наступления этих юридических фактов право на воспитание становится субъективным родительским правом.

Как установлено п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании», родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Закон РФ «Об образовании» рассматривает образование как целенаправленный процесс

воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т. е. образования в объеме 9

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/pravo-detey-na-vospitanie-i-obrazovanie-i-obyazannost-roditeley-po-realizatsii-dannyh-prav

Нарушение права на образование

Права детей на образование

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г.

№ 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения” указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, незарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 “О правилах приема в ОУ” на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

    ИЗ ДОКУМЕНТА

    В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации “Об образовании” государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

    Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

    Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

    Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет “несколько отсрочено”: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.

    При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.

“Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях”.

Статья 43 Конституции РФ

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях.

Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории.

Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме: 

Новости по теме:

Источник: http://www.garant.ru/actual/registraciya/instrukciya/obrazovanie/

Адвокат Захаров
Добавить комментарий