Понятие патронатного воспитания

Патронатное воспитание

Понятие патронатного воспитания

Если Вы хотите участвовать в жизни ребенка, растущего без семьи, стать другом ребенку, который живет в детском доме или интернате – есть такая возможность!

Патронатное воспитание – форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, а также в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

  • навещать ребенка в учреждении;
  • принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
  • дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
  • поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
  • принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.

Как стать патронатным воспитателем

Шаг 1.

Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, обратитесь в управление (отдел) образования по месту жительства с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем (с адресами и контактными телефонами управлений (отделов) образования Вы можете познакомиться здесь). При себе Вам необходимо иметь паспорт.

Шаг 2. Управление (отдел) образования сделает запросы в компетентные органы (орган внутренних дел,  суд), оценит Вашу правоспособность к приему ребенка, организует и проведет обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.

Шаг 3. По истечении 15 дневного срока с момента Вашего обращения в управление (отдел) образования, получите заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка.

Этот документ будет подготовлен на основании сведений об условиях жизни Вашей семьи, отраженных в акте, а также данных, полученных от компетентных органов, характеризующих Вашу правоспособность к приему ребенка на патронатное воспитание.

Шаг 4.

Имея заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, обратитесь к руководителю учреждения (в ближайший детский дом, приют, школу-интернат) с целью определить ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком, сведения о котором Вы получили с помощью портала DADOMU.BY или по иным жизненным обстоятельствам (к примеру, Ваш ребенок учится в одном классе с ребенком из детдома. Дети дружат, и Вы хотите пригласить мальчика из детдома к себе на дачу в период летних каникул и т.п.).

Шаг 5. Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует информация о ребенке, познакомьтесь с ним лично, побеседуйте с ним, установите контакт.

Оцените и проанализируйте всю информацию об особых потребностях ребенка. Задайте себе вопрос: сможете ли вы удовлетворять эти потребности, не будет ли это для Вас затруднительным? К примеру, ребенок имеет аллергическую реакцию на определенные продукты питания или книжную пыль.

Не лишним будет узнать это и подумать, сможете ли Вы обеспечить ребенку безопасные условия пребывания.

Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком. Возможно, у ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников.

Вы должны понимать, что патронатное воспитание – это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка – найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление или опека, попечительство для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.

Шаг 6. Если Вы наладили хороший контакт с ребенком, приняли решение стать его патронатным воспитателем, – сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.

Шаг 7. Администрация учреждения побеседует с ребенком и выяснит его мнение о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения будет заключен договор патронатного воспитания. Договор заключается на срок до 1 года.

Теперь Вы – патронатный воспитатель и должны знать свои права и обязанности:

патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.

Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:

один экземпляр договора патронатного воспитания;

копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;

сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.

Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.

Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание.

Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать руководителя учреждения о случаях: заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком; совершения ребенком административных правонарушений или преступлений; нарушения прав и законных интересов ребенка;

самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.

Шаг 8. Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать положение ребенка в Вашей семье.

Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в Вашей семье комфортно и безопасно, Вашу семью могут навестить работники учреждения, чтобы узнать, как живется у Вас ребенку.

Разумеется, педагоги, работающие с ребенком, поинтересуются, как он провел время в Вашей семье и оценят, можно ли и в дальнейшем рассчитывать на Ваши услуги в качестве патронатного воспитателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых вопросов Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную социальную и психолого-педагогическую помощь.

Плюсы патронатного воспитания

  • Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, у которого нет иных возможностей воспитываться в семье.
  • Возможность для ребенка сознательного возраста приобрести опыт жизни в семье, получить подготовку к самостоятельной жизни.
  • Возможность для ребенка поддерживать родственные связи, шанс вернуться в биологическую семью.

Минусы патронатного воспитания

  • Ребенок от посещения семьи патронатного воспитателя может ожидать чего-то большего (например, надеяться, что патронатный воспитатель его усыновит, примет в семью навсегда). Пребывая в «подвешенном состоянии» дети совершенно особым образом ведут себя в семье патронатного воспитателя: могут «беспричинно» грустить (все радуются, что пошли в парк развлечений, а ребенок из детдома не разделяет всеобщего веселья… Это связано с тем, что над ребенком дамокловым мечом висит скорая перспектива возвращения в детдом, расставания с радушной и веселой семьей).
  • Ребенку болезненно возвращаться обратно в детдом после весело проведенных «семейных каникул» или «семейных выходных». После возвращения в будни детдома ребенок может тяжело переживать. Поэтому лучше организовывать патронатное воспитание для ребенка, который осознает «временность» пребывания в семье и сознательно согласен пусть на такой небольшой, но шанс побывать в семье.
  • Принимая ребенка в своей семье временно, взрослые от души хотят развлечь ребенка, дать сиротке то, чего он лишен в детдоме. «Выплескивание» взрослых, благотворительствующих радостью и весельем, не идет на пользу воспитанию ребенка. От такого беззаботного пребывания в семье у ребенка создается впечатление, что семья – это не взаимные обязанности, совместная и личная ответственность, постоянная взаимная забота друг о друге, труд на благо семьи, а лишь круглосуточное веселье, праздники и предпраздничная суета. Всё это затрудняет процесс социализации ребенка, укрепляя в его сознании «вывернутую» модель семьи.

Источник: http://dadomu.by/page/patronatnoe_vospitanie

geo.ru

Понятие патронатного воспитания

Патронат- это наиболее гибкая форма устройства, которая позволяет устроить в семью абсолютно любого ребенка. Ведь многие дети не могут быть усыновлены по чисто юридическим причинам, например, из-за отсутствия статуса. Это не означает, что на патронат передаются только дети без такого статуса.

Патронатное воспитание было придумано именно затем, чтобы профессионально помогать любому ребенку в течение всего того времен, пока он не может жить дома, вне зависимости от его возраста, здоровья, наличия или отсутствия у него документов. Ребенку нужна семья. У ребенка есть проблемы и ему нужна помощь специалистов.

Патронатное воспитание – это воспитание ребенка в семье, с помощью специалистов.

Это означает, что с семьями, которые хотят взять детей, с самого начала работают профессионалы, психологи и социальные педагоги, которые знают все о приемных детях, семьях, о возможных трудностях и о том, как с ними справляться.

Люди, желающие взять ребенка в семью, проходят курс тренинговых занятий, который помогает им лучше понять поведение брошенных детей, узнать, что делать в трудных ситуациях.

Социальные педагоги и психологи беседуют с ними, помогая разобраться в собственных мотивах и чувствах, принять осознанное решение.

Всесторонняя помощь и сотрудничество между воспитателями и службами детского дома дает возможность устроить в семьи детей, которых иначе никогда бы не взяли.

Это и подростки, и братья и сестры, которых нельзя разлучать, и дети с психологическими особенностями, и не совсем здоровые дети – все те группы детей, которых усыновляют неохотно, боясь трудностей.

В системе патронатного воспитания семья, взявшая такого ребенка, не останется один на один с трудностями, ей всегда помогут и поддержат.

Патронатное воспитание – форма гибкая не только для детей, но и для будущих патронатных семей. Ведь патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли или не решились стать усыновителями или опекунами.

Это одинокие женщины, пожилые супружеские пары, люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях.

Специальная подготовка, подбор ребенка по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли, индивидуальный подход и минимум формализма, – все это придает людям уверенность в собственных силах.

Патронатное воспитание существует только при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.

Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.

Работа по патронатному воспитанию включает в себя:

— реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства — от выявления до возврата родителям или усыновления;

— работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;

— технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;

— технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.

Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель — адаптация ребенка – не может быть достигнута.

Патронатное воспитание – это в первую очередь форма устройства детей в семью.

Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.

То есть патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.

В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).

Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.

Патронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.

Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку.

Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер.

Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.

Таким образом, отношения, возникающие при помещении ребенка на патронатное воспитание, могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором.

На период отпуска патронатного воспитателя ребенок может направляться в оздоровительный лагерь.

Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.

Патронатное воспитание — первая в России форма именно профессиональной работы на дому по воспитанию ребенка — социального сироты.

Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.

Посещения детей, переданных на патронат, проводятся учреждением, предоставляющим патронат, в следующие сроки:

1) первое посещение — в течение первых четырех недель после передачи ребенка на патронат;

2) второе посещение — не позднее трех месяцев после первого посещения;

3) последующие посещения — не реже, чем один раз в полгода.[5]

Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье. [6]

На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания:[7]

Устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.

Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.

Экстренное устройство на патронатное воспитание.

Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.

Устройство детей-инвалидов.

Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять. Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовых воспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.

Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни.

Задачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ.

Желательна специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства. Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это не приемлемо.

Поэтому требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью.

Устройство на короткий период времени – (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится по совокупности отработанных дней).

При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют две основные функции патронатного воспитания: родительская и профессиональная.

С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.

С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.

В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция.

Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала».

Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях.

Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка.

Патронатное воспитание — это целостная система, охватывающая всю совокупность отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения.

Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи.

Этим создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства.

Источник: http://geolike.ru/page/gl_8778.htm

Казахстан без сирот

Понятие патронатного воспитания

Патронат — форма воспитания, при которой дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи граждан по договору, заключаемому органом, осуществляющим функции по  опеке или попечительству (далее – орган), и  лицом, выразившим желание взять ребенка на воспитание.

Главное преимущество патроната в том, что ребенок, попадая в семейное окружение, получает полноценный уход, заботу и внимание, приобретает опыт проживания в семье, навыки самостоятельной жизни. Подобная форма позволяет вполне реально планировать дальнейшую судьбу многих детей, лишенных родительского попечения. Основная цель данной формы – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье.

Процедура помещения ребенка в семью

При определении ребенка на патронатное воспитание орган руководствуется интересами ребенка с учетом его этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка.

Договор заключается только в том случае, если потенциальный заявитель изъявил желание быть патронатным воспитателем, и у него есть условия для содержания и воспитания ребенка (детей).

На патронатном воспитании могут быть дети, утратившие попечение родителей и не находящиеся под опекой или (попечительством) у физических лиц. В дальнейшем ребенок может быть передан на усыновление.

       Патронатный воспитатель должен быть готовым к обсуждению возникающих проблем с представителями органов, психологами, а в случае необходимости,  и к изменению своего жизненного уклада в интересах ребенка.

Права и обязанности патронатного воспитателя прописаны в Кодексе Республики Казахстан «О браке  (супружестве) и семье». 

Передача ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, патронатным воспитателям осуществляется только с его согласия.

Статус ребенка и его возраст

На патронат передается ребенок, независимо от его возраста, статуса и состояния, которому временно требуется семья или необходимо создать особые условия его поддержки и сопровождения.

При этом  ребенок имеет право на получение всех льгот, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Подробную информацию о них можно получить  в управлении координации занятости и  социальных программ по месту жительства.

Орган при наличии вышеуказанных документов, проверяет право лица, выразившего желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание и по итогам выносит решение о заключении либо об отказе в заключении договора.

Передача ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, патронатным воспитателям осуществляется только с его согласия.

Общие положения для опекунов, попечителей, патронатных воспитателей

Опекуну или попечителю ежемесячно выплачивается пособие на содержание подопечного в размере 10 МРП.

Патронатному воспитателю ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание подопечного,  а  также  заработная плата.

Передача братьев и сестер, воспитывающихся в одной семье,  под опеку или попечительство, на патронатное воспитание  разным людям не допускается (за исключением случаев, если это отвечает интересам детей). Это позволяет детям сохранять кровные связи.

Ребенок, находящийся под опекой (попечительством),  на патронатом воспитании сохраняет право на получение алиментов от родителей, а в случае их смерти – пенсии по случаю потери кормильца и другие социальные выплаты.

А также на льготы, предусмотренные для соответствующей категории (ребенок-инвалид, ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей), такие как бесплатный проезд в общественном транспорте, питание в школе, летний отдых.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), на патронатном воспитании имеют право на сохранение за ними жилья, если таковое имеется. А при отсутствии собственного жилья – право на постановку в очередь на получение жилья из государственного жилого фонда. 

Для этого опекун, патронатный воспитатель обязан поставить его в очередь по месту жительства на получение жилья.

За такими детьми сохраняются не только материальные права. Ребенок с десяти лет вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Опекуны или попечители, патронатные воспитатели не могут претендовать на имущество подопечных, на выплачиваемые им алименты, пенсии, пособия и иные предоставляемые на содержание подопечных социальные выплаты. Они могут их потратить только на воспитание и содержание детей. Например, на приобретение компьютера, музыкального инструмента или чего-то еще, что пойдет на пользу развитию ребенка.

Если у подопечного есть какие-то сбережения (например, оставшиеся от родителей вклады на сберкнижке), то опекун или патронатный воспитатель  обязан получить разрешение от  органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, снять определенную сумму на покупку необходимых для воспитуемого вещей. И потом – обязательно отчитаться, на что именно потрачены средства.

Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением тех, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном (попечителем) или патронатным воспитателем  исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству.

Инструкция Патронат (подготовлено: Дамир Кошеров, юрист)

Общие положения.

Патронат устанавливается над несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Общее число детей, передаваемых на воспитание патронатному воспитателю, составляет не более трех детей, за исключением случаев, связанных с детьми из одной семьи.

Порядок установления.

Лицо, выразившее желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание предоставляет в орган, осуществляющим функции по опеке или попечительству (далее – орган),  следующие документы:

1) заявление о желании стать патронатным воспитателем;

2) заявление о проведении обследования жилищно-бытовых условий;

3) согласие супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем ребенка (детей), состоит в браке;

4) справка о состоянии здоровья лица, желающего стать патронатным воспитателем, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости;

5) справка о состоянии здоровья супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем, состоит в браке, в том числе психического, об отсутствии наркотической (токсической), алкогольной зависимости;

6) сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица, желающего взять ребенка (детей) на патронатное воспитание, а также супруга, если лицо, желающее быть патронатным воспитателем, состоит в браке.

Орган проверяет право лица, выразившего желание взять ребенка (детей) на патронатное воспитание и по итогам выносит решение о заключении либо об отказе в заключении договора.

Выбор и передача ребенка.

Предварительный выбор ребенка (детей) для передачи его по договору осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом и администрацией организации, в которой содержится ребенок.

Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает интересам детей, и дети не знают о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно.

Передача ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, патронатным воспитателям осуществляется только с его согласия.

На каждого ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание, составляется отдельный (индивидуальный) договор по определенной форме.

На каждого ребенка (детей), переданного патронатным воспитателям, орган предоставляет:

1) свидетельство о рождении ребенка (детей);

2) медицинскую документацию, прививочный;

3) документ об образовании;

4) копии свидетельства о смерти, приговора или решения суда, справку о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие утрату ребенком (детьми) попечения родителей;

5) информацию о наличии и местонахождении братьев и сестер;

6) опись имущества, принадлежащего ребенку (детям), и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

7) документ, подтверждающий наличие у ребенка (детей) жилого помещения;

8) иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка (детей).

Документы передаются непосредственно патронатным воспитателям после заключения договора.

Передача ребенка (детей) патронатному воспитателю осуществляется на основании решения органа и после заключения договора.

Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком (детьми) алиментных и наследственных правоотношений.

Особые условия.

Ребенок (дети), переданный патронатным воспитателям, сохраняет право на алименты, пенсионные накопления в накопительных пенсионных фондах, которые переходят к нему в порядке наследования, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. При отсутствии жилого помещения ребенок (дети) имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.

При передаче на усыновление ребенка (детей), находящегося на патронатном воспитании в семье, преимущественное право усыновления этого ребенка (детей) предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок (дети), с учетом его желания.

В случае трудоустройства ребенка (детей) по достижении возраста 16 лет договор продолжает действовать до его совершеннолетия.

На содержание каждого ребенка, переданного патронатным воспитателям, ежемесячно выплачиваются денежные средства, ежемесячно в следующих размерах:

1) питание за одного ребенка дошкольного возраста – 6 месячных расчетных показателей (в 2013 году 1 МРП = 1 731 тенге);

2) питание за одного ребенка школьного возраста – 7 месячных расчетных показателей;

3) одежда, обувь и мягкий инвентарь для одного ребенка – 3 месячных расчетных показателя.

Возможность расторжения договора.

Досрочное расторжение договора возможно:

1) по инициативе патронатных воспитателей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или материального положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношения между детьми и другие обстоятельства);

2) по инициативе органа при возникновении неблагоприятных условий для содержания, воспитания, обучения ребенка (детей);

3) в случаях возвращения ребенка (детей) родителям, передачи родственникам или усыновления ребенка (детей).

Контроль.

Органы осуществляют контроль за выполнением возложенных на патронатных воспитателей обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению ребенка (детей) по месту жительства патронатного воспитателя, не реже 1 раза в 6 месяцев в виде:

1) посещения ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание, с целью проверки условий его воспитания и содержания;

2) контроля за своевременностью оформления и получения реабилитационных мероприятий, в том числе средств реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации, а также их адресного использования ребенком-инвалидом;

3) проверок использования патронатными воспитателями материальных средств для воспитания и содержания ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание.

Патронатный воспитатель предоставляет органу отчеты о состоянии здоровья подопечного и о работе по его воспитанию, а также по управлению его имуществом не реже одного раза в год.

Контроль за расходованием денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей), переданного патронатным воспитателям производится органом не реже 1 раза в полугодие.

Источник: http://usynovite.kz/rus/content/patronage/

Закон Республики Карелия от 2 ноября 2012 года №1645-ЗРК

Понятие патронатного воспитания

Принят Законодательным Собранием 18 октября 2012 года

Статья 1

Внести в Закон Республики Карелия от 1 ноября 2002 года № 626-ЗРК “О патронатном воспитании” (Собрание законодательства Республики Карелия, 2002, № 11, ст. 1340; 2005, № 1, ст. 5; 2007, № 3, ст. 253; 2010, № 12, ст. 1572) следующие изменения:

1) статью 2 изложить в следующей редакции: “Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе В целях настоящего Закона используются следующие понятия: 1) патронатное воспитание – форма устройства под опеку (попечительство) ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя в соответствии с договором о патронатном воспитании;

2) патронатный воспитатель – совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Карелия, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка (детей) на основании договора о патронатном воспитании.”;

2) в статье 3: а) в абзаце третьем части 1 после слов “в общеобразовательном учреждении” дополнить словами “по общеобразовательной программе”; б) части 2-4 изложить в следующей редакции: “2.

Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, указанных в части 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации.

Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать патронатными воспитателями, осуществляется в соответствии с правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, установленными федеральным законодательством. 3.

Общее число детей, оставшихся без попечения родителей, помещаемых на патронатное воспитание в семью одного патронатного воспитателя, не должно превышать трех человек, за исключением случаев устройства братьев и сестер, если это не противоречит их интересам.

4. Передача ребенка в семью патронатного воспитателя производится на основании договора о патронатном воспитании, заключаемого между органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем в соответствии с правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, установленными федеральным законодательством.”;

3) статьи 4-6 признать утратившими силу;

4) статью 7 изложить в следующей редакции: “Статья 7. Права и обязанности патронатного воспитателя

Патронатный воспитатель в отношении ребенка, помещенного на патронатное воспитание, осуществляет права и исполняет обязанности опекуна (попечителя).

В интересах ребенка, помещенного на патронатное воспитание, орган опеки и попечительства в договоре о патронатном воспитании может указать отдельные действия, которые патронатный воспитатель совершать не вправе, в том числе может запретить патронатному воспитателю изменять место жительства ребенка, помещенного на патронатное воспитание, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности ребенка, помещенного на патронатное воспитание, может установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей патронатного воспитателя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания ребенка.”;

5) статьи 8-10 признать утратившими силу.

Статья 2

Внести в Закон Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК “О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Республики Карелия, 2005, № 11, ст. 1088; № 12, ст.

1253; 2006, № 7, ст. 769; 2007, № 3, ст. 253; № 12, ст. 1468; 2008, № 10, ст. 1161; 2009, № 3, ст. 197; № 4, ст. 298, 299; № 7, ст. 734; 2010, № 9; ст. 1060; № 12, ст. 1570, 1572, 1583; 2011, № 7, ст. 983; № 10, ст. 1551; № 12, ст. 1975; 2012, № 3, ст.

372) следующие изменения:

1) название Закона изложить в следующей редакции:
“О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;

2) дополнить статьей 24 следующего содержания:
“Статья 24
В случае если по достижении совершеннолетия (но не более чем до 23 лет) бывший подопечный продолжает обучение в общеобразовательном учреждении по общеобразовательной программе и проживает в семье бывшего опекуна (попечителя), осуществлявшего воспитание бывшего подопечного на основании договора об опеке (попечительстве), в том числе на основании договора о приемной семье или о патронатном воспитании, бывший опекун (попечитель) имеет право на получение ежемесячной выплаты в размере 7315 рублей в порядке, определяемом Правительством Республики Карелия.”.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2013 года.

Глава Республики Карелия А.П.Худилайнен

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте “Российской Газеты” не является их официальной публикацией

Источник: https://rg.ru/2012/12/03/kareliya-zakon1645-reg-dok.html

Адвокат Захаров
Добавить комментарий