Основные гарантии прав несовершеннолетних граждан в России

Основные гарантии прав ребенка в РФ (правовое информирование родителей/законных представителей несовершеннолетних)

Основные гарантии прав несовершеннолетних граждан в России

Правовая защита детства охватывает всю сферу жизнедеятельности ребенка и включает: охрану материнства, отцовства и семьи, образование, здравоохранение, труд, социальное обеспечение, досуг, профилактику правонарушений и т.п.

Основой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации является система юстиции РФ и, прежде всего судебная система.

Согласно статье 46 Конституции РФ:

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).

Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (Федеральный закон “О прокуратуре РФ”). Целями деятельности прокуратуры РФ являются обеспечение:

– верховенства закона;

– единства и укрепления законности;

– защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Все законодательство, касающееся сферы защиты прав ребенка, полностью находится в юрисдикции прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 10 закона “О прокуратуре РФ” в органы прокуратуры может обратиться любой гражданин с заявлением о нарушении законодательства (в том числе защищающего права ребенка).

Значительную роль в защите прав несовершеннолетних играет адвокатская деятельность, регулируемая Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”.

Ряд процессуальных гарантий защиты прав несовершеннолетних, связанных с адвокатской деятельностью, содержится в УПК РФ. В п. 2 ч. 1 ст.

51 УПК РФ предусмотрено обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним, а согласно ч. 2 ст.

425 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие защитника.

Важную роль в обеспечении защиты прав детей может сыграть институт Уполномоченных по правам ребенка. Основная функция Уполномоченного по правам ребенка – служить гарантом соблюдения прав ребенка.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” установил юридические механизмы защиты прав и законных интересов ребенка и определил принципы ювенальной политики:

1. Законодательное обеспечение прав ребенка;

2. Поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе;

3. Ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

4.Поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В данном законе впервые были сформулированы цели государственной политики РФ в интересах детей:

– защита прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;

– недопущение их дискриминации;

– упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

– формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

– содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности;

– реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Субъектами государственной ювенальной политики являются органы государственной власти РФ и органы власти субъектов РФ.

и полномочия деятельности органов государственной власти Российской Федерации заключаются в следующем:

1. Установление основ федеральной политики в интересах детей;

2. Выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

3. Формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственности за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций.

4. Установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

5. Исполнение международных обязательств Российской Федерацией и представительство интересов РФ в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

Источник:

http://vikidalka.ru

Источник: http://detskiydom33.ru/index.php/dlya-prijomnykh-roditelej-rekomendatsii-spetsialistov/289-osnovnye-garantii-prav-rebenka-v-rf-pravovoe-informirovanie-roditelej-zakonnykh-predstavitelej-nesovershennoletnikh

Вопрос 8. Нормативно-правовые основы защиты прав и интересов детей в рф

Основные гарантии прав несовершеннолетних граждан в России

Детиявляются высшей ценностью каждогогосударства. Сегодня ни у кого не вызываетсомнения, что критерием дееспособностии прозорливости власти является ееотношение к детям, уважение и защита ихправ, свобод и законных интересов.

Враннем возрасте дети особенно уязвимыи особенно подвержены разным влияниям,и поэтому ребенок должен пользоватьсяприоритетом в том, что касается нашихзабот и ресурсов.

Постоянно прогрессирующийрост преступности несовершеннолетних,количество детей, лишившихся родительскогопопечения и находящихся в конфликте сзаконом, требуют поиска и применениясрочных и далеко не ординарных мер.

Преодолениеглубочайшего кризиса российскогообщества заключается в его коренномсоциально-экономическом и духовно-нравственномоздоровлении, в формировании и проведенииэффективной социальной политики,способной существенно улучшить условияжизни граждан страны, стать важнейшейгарантией удовлетворения жизненныхпотребностей молодого человека, защитыего прав и интересов. Вместе с темсоциальная защита несовершеннолетнихграждан не может сводиться к решениюпроблем лишь чисто материальногохарактера. Перед страной стоит задачаразработки и реализации концептуальныхоснов новой правовой базы реальногообеспечения прав, свобод и законныхинтересов детей. Особо значимы здесьпостоянный поиск и апробация нетрадиционныхдля сегодняшней России, но доказавшихсвою эффективность в мировой практикепутей решения наиболее острых проблем.Российская Федерация, как правопреемникСССР, на законодательном уровне впоследние годы предпринимает значительныеусилия по реализации международныхстандартов по защите прав и свободребенка, наилучшему обеспечению егоинтересов.

Формированиеправового, демократического государствапредполагает социальную защищенностьдетей, оказание им такой социальнойпомощи, которая бы обеспечила социальноеблагополучие каждому ребенку.

Любыедекларации о правах и свободах ребенка,даже прописанные в Конституции и иныхмногочисленных законодательных актах,ущербны, если не обеспечены реальнымигарантиями со стороны структур властигосударства и общества.

Каждомугражданину Российской Федерациигарантируется судебная защита его прави свобод (ст.46 Конституции РФ). Этоконституционное положение относитсяко всем гражданам независимо от ихвозраста и получило закрепление втекущем законодательстве. Согласност.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебнаязащита гражданских и семейных прав иинтересов ребенка является основнойюрисдикционной формой защиты.

Основойданного исследования явились Федеральныезаконы: Семейный кодекс РФ 1995 г., «Обосновных гарантиях прав ребенка вРоссийской Федерации» (1998 г.), «Об основахсистемы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних»(1999 г.

), «О государственном банке данныхо детях, оставшихся без попеченияродителей» (2001 г.) «О дополнительныхгарантиях по социальной защите детей-сироти детей, оставшихся без попеченияродителей» (1996 г.

), Конвенция о правахребенка 1989 года и многие другиенормативно-правовые акты.

Правительствомбыли определены «Основные направлениягосударственной политики по улучшениюположения детей в Российской Федерациидо 2000 года», Принята Федеральная целеваяпрограмма «Дети России» на 2003 – 2006 гг.(утв. постановлением Правительства РФот 3 октября 2002 г. N 732).

Но реалии жизнисвидетельствуют, что такого рода мерявно недостаточно.

В этой связи долгфедеральных и региональных органовисполнительной власти — постояннонаращивать потенциал самой системыправоприменения, повышать исполнительскуюдисциплину, совершенствоватьпрофессионализм специалистов, работающихв области обеспечения прав молодыхграждан страны.

Правовоеположение несовершеннолетних детей вРоссии

Социально-экономическийкризис в России привел к снижению уровняжизни и массовым нарушениям прав детей.За последние десять лет количестводетей сократилось почти на 4 млн.Младенческая и детская смертность вРоссии в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитыхстранах.

В ходе реформ были разрушенымногие механизмы защиты прав ребенка.

Часть детей сегодня находятся вне сферызаботы государства: они не получаюттого, что им гарантируют Конвенция оправах ребенка и Конституция РоссийскойФедерации, а также многочисленные законыи национальные планы.

Результатыспециального исследования реальностии реализуемости прав детей в нашемгосударстве за последние годы показали,что:

во-первых,принцип приоритета детства, декларируемыйна всех уровнях власти, ни на одном изних не реализуется в полной мере;

во-вторых,интересы детей при разработке многихзаконов не принимаются во внимание;

в-третьих,проблемы улучшения положения детейрешаются фрагментарно, от случая кслучаю, без системной основы, т. е. восновном проводится бесперспективнаяполитика «латания дыр»;

в-четвертых,законодательные акты, регулирующиефинансовые, налоговые, экономические,правовые решения, не учитывают последствийих принятия в сфере детства, а отсюда,по существу, следует, что ни один измногочисленных законов, принятых запоследние пять лет, не содержит прогнозапрямых и косвенных результатов своегодействия в сфере детства.

КонвенцияООН по правам ребенка, участником которойявляется и Российская Федерация,обязывает государства совершенствоватьправовой механизм, препятствующийнарушению прав несовершеннолетних.Национальная политика в отношениимолодежи, включающая защиту и заботу оразличных группах молодежи, – истинныйпоказатель справедливости общественногоустройства, легитимности власти.

Специализацияв сфере правовой защиты гражданскихправ в зависимости от категории лиц,чьи права подлежат защите, – мироваятенденция. Специализированныеправозащитные органы обладают большимивозможностями, чем органы общейкомпетенции, по восстановлению нарушенныхправ, анализу ситуации, приведшей к ихнарушению, по выработке рекомендацийпревентивного характера.

Применительнок защите прав несовершеннолетних мироваяпрактика выработала специальныемеханизмы. Это органы ювенальной юстиции- судьи, суды по делам несовершеннолетних,специальные омбудсманы по деламнесовершеннолетних.

В Нидерландах,например, в 10 муниципалитетах в целяхзащиты нарушенных прав ребенка действуютконсультативные центры. В каждом из нихесть, по крайней мере, один врач, одинсоциальный работник и церковныйкоординатор.

Ярким примером такой службыявляется и Государственный арбитр поделам ребенка, в течение многих лет,эффективно действующий в Норвегии.

ВРоссии комиссии, инспекции по деламнесовершеннолетних, органы социальнойзащиты, благотворительные учрежденияи организации – традиционные и вновьобразуемые механизмы защиты прав ребенка- к сожалению, не всегда действуют должнымобразом.

Билет9. Нормативно-правовые основы защитыправ детей, оставшихся без попеченияродителей.

Основныепонятия:

1.

Дети,оставшиеся без попечения родителей-лицав возрасте до 18 лет, которые осталисьбез попечения единственного или обоихродителей в связи с отсутствием родителейили лишением их родительских прав,ограничением их в родительских правах,признанием родителей безвестноотсутствующими, недееспособными,находящимся в лечебных учреждениях,объявлением их умершими, отбываниемими наказания в учреждениях, исполняющихнаказание в виде лишения свободы,нахождением в местах содержания подстражей подозреваемых и обвиняемых всовершении преступлений; уклонениемродителей от воспитания детей или отзащиты их прав и интересов, отказомродителей взять своих детей извоспитательных, лечебных учреждений.

2.Дети-сироты-лицадо 18 лет, у которых умерли оба илиединственный родитель.

3.Социальный сирота – это ребенок , которыйимеет биологических родителей, но онипо каким-либо причинам не занимаютсявоспитанием ребенка , не заботятся онем.

Нормативно-правоваябаза:

1.

Федеральныйзакон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “Одополнительных гарантиях по социальнойподдержке детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей”

Статья6. Дополнительные гарантии права наобразование

Статья7. Дополнительные гарантии права намедицинское обслуживание

Статья8. Дополнительные гарантии прав наимущество и жилое помещение

Статья9. Дополнительные гарантии права на труд

Статья10. Судебная защита прав детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей

2.Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”

Защитаправ детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей, возлагаетсяна органы опеки и попечительства,которыми являются органы местногосамоуправления. Их деятельностьрегламентируется рядом международных, федеральных и региональных нормативныхактов, имеющих целью заботу государствао данной категории детей.

Основнымизадачами органов опеки и попечительствадля целей настоящего Федеральногозакона являются:

1)защита прав и законных интересов граждан,нуждающихся в установлении над нимиопеки или попечительства, и граждан,находящихся под опекой или попечительством;

2)надзор за деятельностью опекунов ипопечителей, а также организаций, вкоторые помещены недееспособные илине полностью дееспособные граждане;

3)контроль за сохранностью имущества иуправлением имуществом граждан,находящихся под опекой или попечительствомлибо помещенных под надзор в образовательныеорганизации, медицинские организации,организации, оказывающие социальныеуслуги, или иные организации, в том числедля детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей.

3.СемейныйКодекс РФ. Раздел VI полностью посвященвоспитанию детей, оставшихся безпопечения родителей.

4.Федеральныйзакон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ “О государственномбанке данных о детях, оставшихся безпопечения

Законсоздан в целях оказания содействия вустройстве детей, оставшихся безпопечения родителей, на воспитание всемьи граждан РФ и создания условий дляреализации права граждан, желающихпринять этих детей на воспитание в своисемьи

5.Постановление Правительства РФ от14.05.2001 N 374 “О первоочередных мерах поулучшению положения детей – сирот идетей, оставшихся без попечения родителей”

6.Закон Санкт-Петербурга «О дополнительныхмерах социальной поддержки детей-сироти детей, оставшихся без попеченияродителей» от 28.11.2005 г. № 616-87.

Источник: https://studfile.net/preview/1765204/page:7/

Основные гарантии прав несовершеннолетних граждан в России

Основные гарантии прав несовершеннолетних граждан в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Основные гарантии прав несовершеннолетних граждан в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Свобода заключается в возможности жить по-своему, по собственному самовыражению, делать все, что не приносит вреда другому человеку, а также в отсутствии препятствий к совершению действий. Свобода является противопоставлением всякому рабству и неволе, физическому и духовному насилию и принуждению.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К вопросу об ответственности супругов по обязательствам

Дело по иску Акуловой А.В. к Михайлову Ю.В. и Михайловой О.А. о лишении родительских прав и взыскании алиментов. Дело № 2-48-2001 из архива Островского городского суда Псковской области.

Размер: 71.97 КБ. Содержит 122776 знаков, 3 таблицы и 6 изображений. . БИБЛИОГРАФИЯ . Нормативные акты .

В Российской Федерации защита нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляется органами общей компетенции, к которым относятся органы судебной власти, прокуратура, правоохранительные органы, иные органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. В абсолютном большинстве случаев такую…

Интеграция в современное общество будет затруднена без своевременной и полной профориентации. Данное право появляется у ребенка по достижению им 14 лет. С 15 лет несовершеннолетний может осуществлять деятельность по трудовому договору, с предоставлением ему всех прав и обязанностей совершеннолетнего работника.

В докладах указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств по Конвенции. Доклады также содержат достаточную информацию, с тем чтобы обеспечить Комитету полное понимание действия Конвенции в данной стране. Комитет может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления Конвенции.

Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ч. 2 ст. 54 СК РФ. При этом прежде всего имеется в виду собственная семья, которую образуют родители. Законодательство, как правило, выполняет в этом случае охранительную функцию, воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь и ограждая семью от неблагоприятных воздействий извне.

Наиболее оправданным является четкое законодательное разделение деятельности Уполномоченного по правам ребенка от Уполномоченного по правам человека так как у них абсолютно разная специфика деятельности характер обращений к ним а также объекты защиты.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Согласно ч. 2 ст. 91 Жилищного кодекса РФ “без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным” .

Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия в случаях, когда он женится (выходит замуж) до достижения 18 лет (ч. 2 ст. 21 ГК РФ) или начинает работать с 16 лет (ст.

27 ГК РФ), не влияет, за исключением случаев, указанных в законе , на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

Очень часто с рассматриваемыми нами гарантиями связывают такое понятие, как охранительная функция государства, понимаемая Д.В.

Большая часть российского семейного законодательства посвящена праву ребенка жить и воспитываться в семье. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном их развитии. Согласно ст. 63 СК РФ родители…

Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Нормы, прямо посвященные правам детей в семье, появились в российском законодательстве в 1996 г., после вступления в силу Семейного кодекса РФ.

Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Нормы, прямо посвященные правам детей в семье, появились в российском законодательстве в 1996 г., после вступления в силу Семейного кодекса РФ.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Имеет ли право школьный инспектор

Изменение имени и (или) фамилии ребенка до 14 лет может происходить по совместной просьбе матери и отца ребенка. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872.

Это далеко не полный перечень документов, которые обеспечивают защиту прав детей. Правительство РФ серьезно подходит к решению данного вопроса. Стоит рассмотреть подробнее ФЗ – 124.

Данный документ был принят 24.07.1998, но с тех пор изменялся 21 раз.

Основной целью его является создание условий для осуществления и обеспечения прав несовершеннолетних в правовой и социально-экономической среде.

Еще нормативно-правовой акт дает определение понятия «ребенок» – это любое лицо, не достигшее 18 лет. Хотя этот термин используется в большинстве законов РФ, что он конкретно включает в себя, в других документах не сказано.

В современном мире проблемы детства, вопросы защиты прав несовершеннолетних являются значимыми как на уровне мирового сообщества в целом, так и на национальном уровне. Общеизвестно, что дети – это будущее любого государства.

Гарантированность прав и свобод – это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.

В последнее время значительную роль в области защиты прав человека стали играть международные суды. Особенно эффективно действует Европейский суд по правам человека, который рассматривает дела о толковании и применении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в целях обеспечения выполнения государствами‑участниками вытекающих из нее обязательств.

Имеет Ли Право Инспектор По Делам Несовершеннолетних Допрашивать Ребенка

Ведущее место во внутригосударственном механизме реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина занимает Конституция государства. Она закрепляет правовые основы, политические, социально‑экономические и идеологические гарантии.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Комитет вправе направить в указанные структуры доклады соответствующих государств и просьбу о технической консультации или об оказании помощи в оформлении докладов, если сочтет это целесообразным и если такая просьба исходит от соответствующего государства.

Жизнь детей является наивысшей ценностью, поэтому все законы, принятые во исполнение Конституции РФ, направлены в первую очередь охрану жизни детей, создание благоприятных условий для их проживания.

Актуальность темы исследования. Становление правового демократического государства в России не возможно без реального обеспечения прав и свобод каждого индивида, в том числе и несовершеннолетнего.

Только по решению суда гражданин, страдающий психическим расстройством и не понимающий своих действий, может быть объявлен недееспособным. Если недееспособный причиняет своими действиями вред, то ответственность несёт его опекун.

С учетом высказанных предложений деятельность Уполномоченного по правам ребенка будет безусловно более эффективной и способной обеспечить соблюдение прав ребенка.

Учреждение поста Уполномоченного по правам ребенка не может коренным образом изменить положение детей в обществе так как для этого необходимо прежде всего непосредственно государству уделять внимание проблемам семьи и детей.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Правоспособность – это способность иметь все те права, которые предусмотрены Конституцией РФ, она возникает у каждого человека с момента рождения.
Дееспособность — это способность совершать определенные действия для приобретения и использования всех конституционных прав в полном объеме.

Однако в ряде случаев имеются исключения, когда гражданин может не являться ребенком до наступления 18 лет.

Таким образом, ни одна категория детей, нуждающаяся в поддержке государства, не остается без внимания благодаря описываемому нормативному акту. Закон предусматривает возможность получения помощи для каждого несовершенолетнего от специализированных органов.

Каково в Казахстане быть инспектором полиции по делам несовершеннолетних

Семейный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.1995 г. 223-ФЗ Российская газета. 1996. 27 января.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

В центре внимания многих международных документов находятся права ребенка, охрана которых, несомненно, имеет свои особенности. Не случайно еще в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась защите прав несовершеннолетних детей. Этот документ закрепил наиболее важные, имеющие принципиальный характер нормы.

Источник: http://1-exam.ru/trudovoe-pravo/2571-osnovnye-garantii-prav-nesovershennoletnikh-grazhdan-v-rossii.html

Перечень прав несовершеннолетних в семье

Создание и деятельность общественных объединений регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях», в ст.

19 которого предусмотрено, что учредителями, членами и участниками обычных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, членами и участниками молодежных общественных объединений — граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений — граждане, достигшие 8 лет. То есть учреждать объединения несовершеннолетние не вправе. Они могут быть лишь их членами и участниками.
Данная глава включает в себя общие положения, перечень терминов и отношений, которые регулирует нормативный акт. Кроме того, ей закрепляется законодательная база в вопросах защиты прав детей, цели политики и полномочия, возложенные на государственные органы и субъекты РФ для обеспечения охраны интересов несовершеннолетних, постоянно проживающих на территории страны.

Кроме этого, положения об охране детских интересов и ответственности за их нарушение содержатся в отраслевых кодексах (гражданский, жилищный, трудовой, уголовный).В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

Независимо от возраста каждый гражданин обладает определенной законом правоспособностью, которая возникает в момент его рождения и прекращается со смертью.

После ратификации Конвенции по правам ребенка, Российская Федерация нуждалась в своем законе, обеспечивающем личные интересы несовершеннолетних надлежащей защитой. Таким нормативно-правовым актом стал ФЗ-124. С его помощью, в рамках одного документа собрана основная часть правового регулирования детских интересов.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Законодательное регулирование прав несовершеннолетнего ребенка

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Это предполагает не только соблюдение их прав, но также и защиту от их нарушения, устранение любых негативно влияющих на формирование маленького гражданина факторов.

Правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации это – правовое положение гражданина, не достигшего восемнадцати летнего возраста, которое на прямую связано с обществом и государством.

Это далеко не полный перечень документов, которые обеспечивают защиту прав детей. Правительство РФ серьезно подходит к решению данного вопроса. Стоит рассмотреть подробнее ФЗ – 124.

Данный документ был принят 24.07.1998, но с тех пор изменялся 21 раз.

Основной целью его является создание условий для осуществления и обеспечения прав несовершеннолетних в правовой и социально-экономической среде.

2.1. Проблема правоспособности и дееспособности несовершеннолетних

Всеми этими правами гражданин может воспользоваться самостоятельно только при достижении им 18 лет. Но это не означает, что принадлежащие несовершеннолетнему права остаются лишь его потенциальной возможностью и при необходимости не могут быть приведены в действие в его интересах.

Обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией учреждений о проведении с участием своих представителей дисциплинарного расследования деятельности работников этих учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если обучающиеся или воспитанники не согласны с решением администрации, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные госорганы.
Если в результате проведенной оценки услуг выявляется их несоответствие ГМСС, должностные лица указанных учреждений обязаны устранить допущенные нарушения.

Краткий обзор основных прав несовершеннолетних в РФ

Гражданские. Ребенок по достижении 14-ти лет признается законом ограниченно дееспособным гражданином, который может выполнять поставленные задачи и самостоятельно контролировать исполнение своих прав.

Источник: http://metiz58.ru/sudebnaya-praktika/9235-osnovnye-garantii-prav-nesovershennoletnikh-grazhdan-v-rossii.html

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ: описание и последние изменения

Основные гарантии прав несовершеннолетних граждан в России

› Законы › Правовые акты

15.05.2019

Дети являются уязвимой категорией граждан. Их права и интересы защищают различные положения законов — Конституция, СК, 273-ФЗ. Действующий Федеральный закон «О правах ребенка» РФ также призван защитить права маленьких граждан. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ будет рассказано в этой статье.

Описание закона

Закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» был принят Госдумой в июле 1998 и вступил в силу 24 июля того же года.

Федеральный закон регламентирует ключевые гарантии прав и легитимных интересов ребенка, прописанных в Конституции Российской Федерации.

Их цель заключается в формировании правовых, общественно-финансовых условий для осуществления данных прав. ФЗ-124 состоит из 5 глав и 25 статей. Рассмотрим подробнее содержание документа:

  • основные положения закона, рассказывающие о понятиях, отношениях, которые регулируются данным ФЗ, о полномочиях по осуществлению гарантий прав и т. д.;
  • ключевые способы обеспечения прав ребенка в РФ;
  • организационные основные принципы гарантий прав ребенка;
  • гарантии выполнения данного ФЗ;
  • заключительные положения закона.

Последняя редакция, вступившая в силу первого числа января 2017 г., была опубликована 28 декабря 2016.

Основные права ребенка в РФ

На территории Российской Федерации ребенком признается то лицо, которое не достигло возраста 18 лет, то есть совершеннолетия. Поэтому государство взяло на себя обязательство защищать несовершеннолетних. В соответствии с действующим законодательством, ребенок вправе:

  • рассчитывать на получение имя, отчества и фамилии, гражданства. Данные реквизиты выбираются его родителями. Если же родители не могут прийти к общему мнению относительно его имени и фамилии, соответствующий вопрос разрешается службами опеки и попечительства;
  • жить и воспитываться в полноценной семье, вместе с родителями, которые обязаны заботиться о его воспитании, обучении и развитии. Развод родителей и их раздельное проживание никаким образом не должно влиять на права несовершеннолетнего. Соответствующая служба имеет полномочия запретить одному из родителей общаться с ребенком, но только в том случае, если данные действия необходимы для защиты его прав и интересов;
  • рассчитывать на защиту прав и интересов. Ответственность за защиту полномочий и интересов ложится на его родителей или законных представителей;
  • быть защищенным от злоупотреблений со стороны родителей или законных опекунов. Это может выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении, сексуальных домогательствах или в запугивании;
  • вправе свободно выражать свою позицию, относительно своего будущего, а также отношений в семье. Вправе свободно выражать свои взгляды, как в письменном виде, так и в устной форме;
  • иметь свободный доступ к различным сведениям. Данная информация должна нести благоприятную, нравственную направленность, а также способствовать полноценному физическому и психологическому развитию несовершеннолетнего. От других сведений, которые способны причинить ему вред, родители должны защитить;
  • рассчитывать на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его недвижимости, а также имеет право в тайне хранить личные переписки, телефонные разговоры и другую личную информацию;
  • несовершеннолетний, лишенный родителей, имеет право рассчитывать на защиту и помощь РФ;
  • на полноценный уровень жизненной деятельности. Закон о защите прав ребенка в РФ обязывает родителей обеспечивать детям соответствующий уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития;
  • на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Муниципальные учреждения обязаны предоставить ему бесплатное медицинское обслуживание;
  • на образование. Начальное, основное общее и среднее профессиональное является бесплатным. Высшее образование можно получить, пройдя конкурс;
  • на отдых и развлечения, подходящие его возрасту, а также право на участие в различных культурных мероприятиях;
  • на защиту от эксплуатации и выполнения работы, которая способна причинить вред его здоровью и психологическому состоянию. Именно поэтому Трудовой Кодекс устанавливает правила, определяющие возрастную категорию, по достижению которой его могут принимать на работу;
  • несовершеннолетний с ограниченными возможностями, имеет право на получение особой заботы и предоставление особых условий. Российская Федерация предоставляет таким детям различные гарантии и льготы, а также оказывает их родителям материальную помощь;
  • имущественные права. То есть право на получение содержания от своих родителей или законных опекунов.

Основные права ребенка в РФ по ФЗ-124

ФЗ-124 описывает основные права ребенка в России. Такой жизненный этап, как «детство», должен быть защищен государством. Ребенком считается любое лицо младше 18 лет, т. е. несовершеннолетний.

В законопроекте описана также особая категория несовершеннолетних, которая особо остро нуждается в поддержке государства — дети-инвалиды, сироты, потерпевшие в результате бедствий и аварий, жертвы насилия и т. д.

Ребенку с момента появления на свет относятся и обеспечиваются государством права и свободы гражданина.

Статьи с 10 по 14 закона о правах несовершеннолетних рассказывают об отдельных правах ребенка — право на охрану здоровья при помощи лечебных и профилактических процедур, льготы для несовершеннолетних при совмещении работы и учебы, охрана ребенка от вредной информации и агитаций, которые потенциально могут нанести вред нравственному развитию и здоровью несовершеннолетних. Закон «О правах ребенка» также предполагает формирование специальных социальных служб, которые призваны защищать потребности маленьких граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Данный законопроект призван защитить интересы самой уязвленной категории граждан.

Однако, в нынешних реалиях положение дел оставляет желать лучшего и потребность улучшения законодательства в данной области очевидна. В какой мере закон ФЗ-124 даст возможность достичь декларируемых в нем целей, в значительной степени зависит от его качества.

Последние изменения, внесенные в ФЗ-124

Последние изменения закон 124-ФЗ претерпел в конце декабря 2016 года, вступившие в силу в начале января уже нового года. Изменения коснулись 3 статей: 5 пункт 1, 12 и 12.1, которые следует рассмотреть более подробно.

Статья 5

Статья рассказывает о правомочиях органов правительства РФ по осуществлению гарантий прав ребенка. По закону, к полномочиям относят:

  • утверждение базы федеральной политики в интересах несовершеннолетних;
  • подбор главенствующих направлений деятельности согласно обеспечению прав и легитимных интересов малыша, защита его состояния здоровья и нравственности;
  • создание и осуществление государственных целевых проектов по защите малыша и установление организаций и учреждений, которые будут отвечать за их выполнение;
  • утверждение порядка судебной защиты;
  • выполнение интернациональных обязательств по охране несовершеннолетних;
  • последний пункт закона был добавлен уже в новой редакции, который гласит — регулирование и контролирование деятельности организаций, занимающихся планированием отдыха и оздоровления несовершеннолетних.

Статья 12

Этот акт рассказывает о правах ребенка на отдых и оздоровление. Он был полностью изменен в связи с внесенными поправками. Чтобы улучшить качество и безопасность отдыха и оздоровления, вышестоящими органами проводятся следующие мероприятия:

  • по принятию законов, которые будут регулировать работу учреждений, занимающихся организацией отдыха и оздоровления;
  • по формированию безопасных условий для времяпровождения в этих организациях;
  • по формированию доступности данных услуг для широких масс населения;
  • по контролю за соблюдением условий в области учреждения развлечений и оздоровления.

Организация отдыха и оздоровления должна обладать безопасными условиями, за несовершеннолетними должен быть соответствующий присмотр, следует продумать меню, должен быть организован безопасный трансфер до места дислокации и обратно. Организация должна отвечать требованиям СанПина, сотрудники должны быть квалифицированными работниками, обязательно наличие охраны.

Вышестоящие органы должны оказывать содействие по проведению контроля в области защиты маленьких граждан.

Статья 12.1

Это положение отсутствовало в предыдущей редакции и было добавлено буквально недавно. Статья рассказывает о правомочиях государственных органов в организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних. К правомочиям федеральной службы исполнительной власти относят:

  • создание и осуществление основ политики в области учреждения развлечений и оздоровления несовешеннолетних, в том числе обеспечение защиты их жизни и здоровья;
  • координация работы различных органов в этом вопросе;
  • принятие соответствующих положений;
  • опубликование методичек;
  • контроль за соблюдением всех условий в области учреждения развлечений и оздоровления.

Полномочия ОИВ содержат практически те же положения — об обеспечении безопасности, выполнение областного госконтроля за соблюдением требований, создание и осуществление записей в реестре организаций.

Статья 14

В данную статью закона о правах маленьких граждан последние модификации вносились в 2013 году. Данное положение регулирует вопросы защиты ребенка от вредной информации, пропагандирования и т. д. Ребенок должен быть защищен от нетерпимости по национальному, классовому и социальному признаку.

Запрещается рекламирование алкоголя и сигарет, пропагандирование неравенства.

Также статья закона «О правах ребенка» запрещает распространение продукции, которая пропагандирует агрессию, антисоциальное поведение, употребление наркотических веществ, запрещает материалы, содержащие порнографический характер.

Требуется проведение экспертиз (психологами, педагогами, социальными работниками, медиками) для выявления факторов, которые могут отрицательно сказаться на здоровье и безопасности ребенка, в том числе и душевной, а также анализ влияния компьютерных и настольных игр, игрушек. Продукция, которая по закону не подходит для показа для ребенка и нарушает его права, должна классифицироваться и должна быть проведена экспертиза.

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ: описание и последние изменения Ссылка на основную публикацию

Источник: https://dotacii-info.ru/zakony/legal-act/ob-osnovnyh-garantiyah-prav-rebenka

Адвокат Захаров
Добавить комментарий