Основания для изъятия ребенка из семьи органами опеки

Что делать, если за детьми пришли органы опеки

Основания для изъятия ребенка из семьи органами опеки

В России каждый год из семей органы опеки забирают тысячи детей. Большинство возвращают родителям. Но психологические травмы остаются на всю жизнь. Чем руководствуются сотрудники опеки? Статьями Семейного кодекса.

Эксперты считают, что в законах мало конкретики. Это позволяет причислить к маргинальным нормальные семьи. В зоне риска родители с низким уровнем дохода, с большими долгами по коммунальным платежам, с чрезмерной занятостью на нескольких работах. Сейчас мы покажем сюжет. Четыре семьи. Четыре драматические истории. Подробнее Владислав Беляков.

Дети Олеси Уткиной Кирилл и Даша всего месяц живут с мамой. При воспоминании о детском доме девочка прячется за мать. Органы опеки забрали малышей в январе. Соседи заявили: инвалид по слуху, Уткина выпивает и за детьми не ухаживает. Родительских прав женщину не лишили во многом благодаря резонансу в СМИ.

«Кирилл стал очень нервный. А Даша как бы очень-очень сильно переживает, до сих пор переживает. Слова «детский садик» и «детский дом», у нее ассоциация и все, паника».

На лето семья переехала в Агалатово, в трехкомнатную квартиру бабушки. После суда Уткина пообещала: ради детей больше никогда не возьмет в рот ни капли спиртного.

«В одном только Петербурге историй с изъятием детей органами опеки десятки, а то и сотни. По словам правозащитников, поводом может послужить что угодно. От грязного пола в доме до долга по квартплате».

В семье Семеновых долги по коммунальным платежам – почти миллион рублей. Мать Ирина, кстати, племянница знаменитой советской актрисы Софико Чиаурели, говорит: не платили больше десяти лет. Детей забрали за несколько дней.

«Очень страшно. Я очень испугался, когда они пришли и забрали. Мы туда приехали, нас начали ругать, что типа мы приехали в одних футболках. Ну потому что не ждали».

Детей вернули только через два года. После вмешательства правозащитников.

«Почему вот так вот? Не по-человечески. Со школы забрали, прямо с уроков. Если вы будете препятствовать, мы опять вызовем наряд».

Сейчас Ирину опять вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних. Теперь вменяют ненадлежащее воспитание детей.

Мальчишек из семьи Мироновых забрали прямо в метро. Десятилетний Егор и 12-летний Леша ехали к другу, без сопровождения взрослых. Их увидела какая-то женщина. И отвела ребят в полицию.

Оттуда мальчиков отправили в приемник-распределитель. Их братьев – Рому и Диму – органы опеки, по словам отца семейства, забрали уже из дома. В акте написали: «Дома беспорядок, мать пьет».

«Господи! Врут они все. Все это вранье. Алкашку нашли. Ну, лишение родительских прав, я же понимаю, к чему они клонят».

Елена говорит и ходит с трудом. Когда детей забрали, ее сразил инсульт. А отец из-за частых визитов в детдом потерял работу и шанс на получение российского гражданства. Семья живет на пенсию в 14 тысяч рублей. Долг по квартплате – 150 тысяч. Платить нечем. Мироновы боятся, что опека придет опять.

«Если детей заберут, меня депортируют, мать умрет. Органы опеки занимались шантажом.Не подпишу, они говорят: лишим родительских прав. Я больше всего боялся. Я все подписывал, все, что они говорили».

Анастасия и Константин Петровы лишились троих детей. Уверяют: их оговорили. Якобы органы опеки уличили отца семейства в пьянстве.

«Сказали, что якобы мой муж бегает за мной то с ножом, то с топором. Обижает детей, отстреливает собак. Но полиция приезжала и убеждалась в том, что все в порядке».

Несмотря на это, сотрудница опеки приняла решение детей изъять.

«Как она представилась, Валентина Анатольевна Пиора. Заглянула в холодильник, ей не понравился цвет супа, кричала, что этим детей кормить нельзя, хотя у детей свое питание было. Также она написала в сопроводительной бумаге, что я пьяная, что я пью вместе с ним».

Анастасия уверяет: алкоголь не употребляла. За нее заступилась правозащитница Наталья Вершинина. В то время — общественный помощник при детском омбудсмене. Вершинина присутствовала на экспертном совете, созванном для разбора этого случая. И добилась, чтобы детей вернули в семью.

«Представитель опеки Валентина Пиора встала и заявила официально о том, что у нее не было причин изымать детей из семьи. Поэтому она была вынуждена обвинить мать в том, что она была в алкогольном опьянении».

Столь пристальный интерес со стороны органов опеки, по словам правозащитников, объясняется довольно просто.

«У них есть план, который они обязаны выполнять: поставлять определенное количество детей. Поставлять детей в детдома. Детдома тоже должны как-то содержаться. За счет детей. Если у них нет детей, детдом закрывается».

При этом органы опеки не всегда уделяют должное внимание действительно проблемным семьям. Недавно в сети появились шокирующие кадры. Дети играют посреди экскрементов и разбросанных вещей.

Но к повторному визиту органов опеки квартира сияла чистотой, а холодильник ломился от продуктов. Малышей оставили в семье. А в Центральном районе органы опеки вспомнили про многодетную семью только из-за смерти матери.

Трое малышей несколько дней провели возле трупа женщины. 

По данным общественных организаций, в Петербурге сейчас более двух тысяч проблемных семей. Но изъять детей могут из любой. 

«Чаще всего юридическим основанием для изъятия детей становятся две статьи: «Ненадлежащее содержание ребенка» и «Оставление в опасности». В последнем случае лишить отца и мать родительских прав может практически любой опасный эпизод. Даже обычное падение с качелей на детской площадке».

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях»Instagram и «ВКонтакте».

Источник: https://topspb.tv/news/2019/05/29/chto-delat-esli-za-detmi-prishli-organy-opeki/

Закон об изъятии детей из семьи надо менять

Основания для изъятия ребенка из семьи органами опеки

Каждый день органы опеки забирают из российских семей около 150 детей, причём сироты — подавляющее меньшинство из них. Рабочая группа в Совете Федерации готовит поправки в законодательство, призванные скорректировать механизм разлучения детей и родителей.

В группу риска попали все

Заместитель председателя Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина уверена: полномочия органов опеки и попечительства сегодня избыточны и их необходимо ограничить. 

«В частности, Семейный кодекс до сих не предусматривает возможности, что органы опеки и попечительства ошиблись при изъятии ребёнка из семьи, то есть, по сути, они поставлены выше суда, — пояснила сенатор в ходе парламентских слушаний в палате регионов 3 марта. — Быстро же вернуть ребёнка обратно родителям по действующему законодательству невозможно».

По мнению парламентария, сегодня любая семья, где есть несовершеннолетние дети, находится в группе риска: «туда могут без спроса войти сотрудники органов опеки и попечительства вместе с правоохранителям, залезть в шкафы, проверить количество еды в холодильнике». Этого будет достаточно, чтобы разлучить детей и родителей. «При рассмотрении вопроса об изъятии ребёнка из семьи должна быть презумпция добросовестности родителей. Никто не рожает ребёнка для того, чтобы над ним издеваться», — подчеркнула Елена Мизулина.

Закон размыт — страдают дети

В январе 2017 года Владимир Путин поручил Минтруду, Общественной палате и уполномоченному по правам ребёнка подготовить анализ проблемы изъятия детей из семей. Альтернативный доклад главе государства подготовят и сенаторы, пообещала Мизулина.

Эксперты сходятся в том, что нормы действующих законов крайне размыты. Так, статья 77 Семейного кодекса предписывает, что немедленно отобрать ребёнка у родителей органы опеки и попечительства вправе в том случае, если есть непосредственная угроза его жизни или здоровью.

«То есть фактически, по этой норме забрать ребёнка из семьи можно даже в том случае, если угроза исходит не от родителей, а от третьих лиц, даже от природной катастрофы, — отметила член Общественной палаты Людмила Виноградова. — И на практике закон нередко трактуют произвольно: без анализа происходящего виновными во всём подряд признают родителей».  

В соответствии со статьёй 69 Семейного кодекса лишить родительских прав можно по многим причинам, в том числе, при «уклонении от выполнения обязанностей родителей» и «злоупотреблении родительскими правами».

Но как однозначно трактовать эти термины? «Это ненормально, когда некие специалисты решают за родителей, что хорошо для ребёнка, а что нет», — уверена председатель Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» Мария Мамиконян.

Ещё более расплывчатыми эксперты называют нормы закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

В частности, документ обозначает, что в «социально опасном положении» семьи оказываются, если родители «не исполняют обязанностей по их воспитанию и обучению или отрицательно влияют на их поведение».

При этом общих для всей страны подходов к определению социального благополучия семьи до сих пор нет, и в каждом регионе они разные. А значит, удивляться тому, что каждый год, по данным Минтруда, в России выявляется более 200 тысяч семей, находящихся в «социально опасном положении», явно не стоит.

Алгоритм действий почти понятен

К парламентским слушаниям в Совете Федерации экспертное сообщество подготовило ряд предложений.

Помимо призыва конкретизировать нормы законов, среди таких пожеланий — создание реестра лиц (в первую очередь родственников), которые могли бы оперативно забрать к себе оставшегося без надзора ребёнка из госорганов, а также разработка механизма организации бесплатной юридической помощи для детей, изъятых из семей по спорным причинам. Кроме того, специалисты призвали реформировать органы опеки и попечительства и разработать специальный регламент действий компетентных органов в случае поступления сигналов об угрозе жизни и здоровью ребёнка.

Читайте по теме Ранее в Общественной палате предложили создать консилиумы из представителей органов власти, общественных организаций и региональных омбудсменов, чтобы исследовать жизнь семьи и определять обоснованность изъятия детей. Пока же дело доходит до настоящих нелепостей.

По словам члена Общественной палаты Юлии Зимовой,  если поступает сигнал, что у родителей, например, при задолженности по ЖКХ и из-за отсутствия электричества ребёнок мерзнет, органы опеки имеют право предложить процедуру изъятия.

«Хотя есть и другие варианты, например, вместе с матерью поместить ребёнка в кризисный центр, и тогда семью не придётся разлучать, или найти возможность оплатить долги по ЖКХ.

Органы опеки должны не только выявлять эти случаи, но и предлагать решение проблем, при этом избегая изъятия ребёнка из семьи», — уверена эксперт.

Вице-премьер Ольга Голодец призвала составить  «критерии для более гибкого процесса изъятия детей из семей без лишения родителей родительских прав. Например, изымать несовершеннолетних из семьи на три-пять дней в случае появления «острого кризиса» между родителями.

При этом обвинять всех подряд людей, работающих с неблагополучными семьями, всё же не стоит, призывают законотворцы.

«Проблема есть, её надо обсудить и вносить изменения в законодательство, — сказала член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Надежда Колесникова.

— Однако из органов опеки и попечительства сделали людей, которые совершают буквально злодеяния. А это — тоже несправедливо».

Источник: https://www.pnp.ru/social/2017/03/03/nikto-ne-rozhaet-rebyonka-chtoby-nad-nim-izdevatsya.html

На что имеют право сотрудники опеки? Из-за чего они могут забрать детей? Отвечает президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская

Основания для изъятия ребенка из семьи органами опеки

Многие родители подвержены фобии, связанной с органами опеки: придут люди, увидят, что на полу грязно, найдут синяк у ребенка и заберут его в детский дом. «Медуза» попросила президента фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елену Альшанскую рассказать, на что имеют право сотрудники опеки и какими критериями они руководствуются, когда приходят в семью.

Вообще закон предполагает только один вариант «отобрания» ребенка из семьи не по решению суда. Это 77-я статья Семейного кодекса, в которой описывается процедура «отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью».

Только нигде вообще, ни в каком месте не раскрывается, что называется «непосредственная угроза жизни и здоровью». Это решение полностью отдают на усмотрение органов. И в чем они эту угрозу усмотрят — их личное дело.

 Но главное, если все же отобрание происходит, они должны соблюсти три условия. Составить акт об отобрании — подписанный главой муниципалитета. В трехдневный срок — уведомить прокуратуру. И в семидневный срок подать в суд на лишение либо ограничение прав родителей.

То есть эта процедура вообще пути назад для ребенка в семью не предусматривает.

Если сотрудникам опеки непонятно, есть непосредственная угроза или нет, но при этом у них есть какие-то опасения, они ищут варианты, как ребенка забрать, обойдя применение этой статьи.

 Также на поиски обходных путей очень мотивирует необходимость за семь дней собрать документы, доказывающие, что надо семью лишать или ограничивать в правах.

 И мороки много очень, и не всегда сразу можно определить — а правда за семь дней надо будет без вариантов уже требовать их права приостановить? Вообще, никогда невозможно это определить навскидку и сразу, на самом деле.

Как обходится 77-я статья? Например, привлекается полиция, и она составляет акт о безнадзорности — то есть об обнаружении безнадзорного ребенка. Хотя на самом деле ребенка могли обнаружить у родителей дома, с теми же самыми родителями, стоящими рядом. Говорить о безнадзорности в этом смысле невозможно.

Но закон о профилактике беспризорности и безнадзорности и внутренние порядки позволяют МВД очень широко трактовать понятие безнадзорности — они могут считать безнадзорностью неспособность родителей контролировать ребенка.

Полицейские могут сказать, что родители не заметили каких-то проблем в поведении и здоровье ребенка или не уделяют ему достаточно внимания — значит, они не контролируют его поведение в рамках этого закона. Так что мы можем составить акт о безнадзорности и ребенка забрать.

Это не просто притянуто за уши, это перепритянуто за уши, но большая часть отобраний происходит не по 77-й статье. Почему полиция не возражает и не протестует против такого использования органами опеки? Мне кажется, во-первых, некоторые и правда считают, что безнадзорность — понятия такое широкое.

Но скорее тут вопрос о «страшно недобдеть», а если и правда с ребенком что-то случится завтра? Ты уйдешь, а с ним что-то случится? И ответственность за это на себя брать страшно, и есть статья — за халатность.

Второй, тоже очень распространенный вариант — это добровольно-принудительное заявление о размещении ребенка в приют или детский дом, которое родители пишут под давлением или угрозой лишения прав. Или им обещают, что так намного проще будет потом ребенка вернуть без лишней мороки. Сам сдал — сам забрал.

Самое удивительное и парадоксальное, что иногда получается, что, выбирая другие форматы, органы опеки и полиция действуют в интересах семьи и детей.

Потому что, если бы они все-таки делали акт об отобрании, они бы отрезали себе все пути отступления — дальше по закону они обязаны обращаться в суд для лишения или ограничения родительских прав. И никаких других действий им не приписывается.

А если они не составляют акт об отобрании, то есть всевозможные варианты, вплоть до того что через несколько дней возвращают детей домой, разобравшись с той же «безнадзорностью». Вроде «родители обнаружились, все замечательно, возвращаем».

Опека никогда не приходит ни с того ни с сего. Никаких рейдов по квартирам они не производят. Визит опеки, как правило, следует после какой-то жалобы — например, от врача в поликлинике или от учителя.

Еще с советских времен есть порядок: если врачи видят у ребенка травмы и подозревают, что тот мог получить их в результате каких-то преступных действий, он обязан сообщить в органы опеки.

Или, например, ребенок приносит в школу вшей, это всем надоедает, и школа начинает звонить в опеку, чтоб они приняли там какие-то меры — либо чтобы ребенок перестал ходить в эту школу, либо там родителей научили мыть ему голову. И опека обязана на каждый такой сигнал как-то прореагировать.

Формально никаких вариантов, четких инструкций, как реагировать на тот или иной сигнал, нет. В законе не прописаны механизмы, по которым они должны действовать в ситуациях разной степени сложности.

Скажем, если дело во вшах, стоило бы, например, предложить школьной медсестре провести беседу с родителями на тему обработки головы. А если речь о каком-то серьезном преступлении — ехать на место вместе с полицией.

Но сейчас на практике заложен только один вариант реакции: «выход в семью».

О своем визите опека обычно предупреждает — им ведь нет резона приходить, если дома никого нет, и тратить на это свой рабочий день. Но бывает, что не предупреждают. Например, если у них нет контактов семьи. Или просто не посчитали нужным. Или есть подозрение, что преступление совершается прямо сейчас. Тогда выходят, конечно, с полицией.

Поведение сотрудников опеки в семье никак не регламентировано — у них нет правил, как, например, коммуницировать с людьми, надо ли здороваться, представляться, вежливо себя вести.

Нигде не прописано, имеет ли сотрудник право, войдя в чужой дом, лезть в холодильник и проверять, какие там продукты.

С какого такого перепугу, собственно говоря, люди это будут делать? Тем более что холодильник точно не является источником чего бы то ни было, что можно назвать угрозой жизни и здоровью.

Почему это происходит и при чем тут холодильник? Представьте себя на месте этих сотрудников. У вас написано, что вы должны на глазок определить непосредственную угрозу жизни и здоровью ребенка.

Вы не обучались специально работе с определением насилия, не знаток детско-родительских отношений, социальной работы в семье в кризисе, определения зоны рисков развития ребенка. И обычно для решения всех этих задач уж точно нужен не один визит, а намного больше времени.

 Вы обычная женщина с педагогическим в лучшем случае — или юридическим образованием. Вот вы вошли в квартиру. Вы должны каким-то образом за один получасовой (в среднем) визит понять, есть ли непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка или нет.

Понятно, что вряд ли в тот момент, когда вы туда вошли, кто-то будет лупить ребенка сковородкой по голове или его насиловать прямо при вас. Понятно, что вы на самом деле не можете определить вообще никакой угрозы по тому, что вы видите, впервые войдя в дом.

У вас нет обязательств привести специалиста, который проведет психолого-педагогическую экспертизу, поговорит с ребенком, с родителями, понаблюдает за коммуникацией, ничего этого у вас нет и времени на это тоже. Вам нужно каким-то образом принять правильное решение очень быстро.

И совершенно естественным образом выработалась такая ситуация, что люди начинают смотреть на какие-то внешние, очевидные факторы. Вы не понимаете, что смотреть, и идете просто по каким-то очевидным для вас вещам, простым: грязь и чистота, еда есть — еды нет, дети побитые — не побитые, чистые — грязные.

То есть по каким-то абсолютно очевидным вещам: у них есть кровать — или им вообще спать негде, и валяется циновка на полу, то есть вы смотрите на признаки, которые на самом деле очень часто вообще ни о чем не говорят.

Но при этом вы поставлены в ситуацию, когда вы должны принять судьбоносное решение в отсутствие процедур, закрепленных экспертиз, специалистов, вот просто на глазок и сами.

Пустые бутылки под столом? Да. Значит, есть вероятность, что здесь живут алкоголики. Еды в холодильнике нет? Значит, есть вероятность, что детям нечего есть и их морят голодом.

При этом в большинстве случаев все-таки сотрудники органов опеки склонны совершенно нормально воспринимать ситуацию в семье, благоприятно. Но у них есть, конечно, какие-то маркеры, на которые они могут вестись, на те же бутылки из-под алкоголя например.

Риск ошибки при такой вот непрофессиональной системе однозначно есть. Но вообще эти сотрудники — обычные люди, а не какие-то специальные детоненавистники, просто у них жуткая ответственность и нулевой профессиональный инструмент и возможности.

И при этом огромные полномочия и задачи, которые требуют очень быстрого принятия решений. Все это вкупе и дает время от времени сбой.

Если говорить о зоне риска, то, конечно, в процентном отношении забирают больше детей из семей, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков, сильно маргинализированы. В качестве примера: мама одиночка, у нее трое детей, ее мама (то есть бабушка детей) была алкогольно зависимой, но вот сама она не пьет.

Уже не пьет, был период в молодости, но довольно долго не пьет. И живут они в условиях, которые любой человек назвал бы антисанитарными. То есть очень-очень грязно, вонь и мусор, тараканы, крысы бегают (первый этаж).

Туда входит специалист органа опеки, обычный человек, ему дурно от того, в каких условиях живут дети, и он считает, что он должен их спасти из этих условий.

И вот эти антисанитарные условия — это одна из таких довольно распространенных причин отобрания детей. Но внутри этой грязной квартиры у родителей и детей складывались очень хорошие, человеческие отношения. Но они не умели держать вот эту часть своей жизни в порядке.

По разным причинам — по причине отсутствия у мамы этого опыта, она тоже выросла в этой же квартире, в таких же условиях, по причине того, что есть какие-то особенности личности, отсутствия знаний и навыков.

Конечно, очень редко бывает так, что опека забирает ребенка просто вообще без повода или вот таких вот «видимых» маркеров, которые показались сотрудникам опеки или полиции значимыми. 

в СМИ и обыденное мнение большинства на эту тему как будто делят семьи на две части. На одном краю находятся совершенно маргинальные семьи в духе «треш-угар-ужас», где родители варят «винт», а младенцы ползают рядом, собирая шприцы по полу.

А на другом краю — идеальная картинка: семья, сидящая за столиком, детишки в прекрасных платьях, все улыбаются, елочка горит. И в нашем сознании все выглядит так: опека обязана забирать детей у маргиналов, а она зачем-то заходит в образцовые семьи и забирает детей оттуда.

На самом деле основная масса случаев находится между этими двумя крайностями. И конечно, ситуаций, когда вообще никакого повода не было, но забрали детей, я практически не знаю. То есть знаю всего пару таких случаев, когда и внешних маркеров очевидных не было, — но всегда это была дележка детей между разводящимися родителями.

А вот чтобы без этого — не знаю. Всегда есть какой-то очевидный повод. Но наличие повода совсем не значит, что надо было отбирать детей.

В этом-то все и дело. Что на сегодня закон не предусматривает для процедуры отобрания обратного пути домой. А в рамках разбора случаев не дает четкого инструмента в руки специалистам (и это главное!), чтобы не на глазок определить экстренность ситуации, непосредственность угрозы.

И даже тут всегда могут быть варианты. Может, ребенка к бабушке пока отвести. Или вместе с мамой разместить в кризисный центр на время. Или совсем уж мечта — не ребенка забирать в приют из семьи, где агрессор один из родителей, а этого агрессора — удалять из семьи.

Почему ребенок становится зачастую дважды жертвой?

Надо менять законодательство. Чтобы не перестраховываться, не принимать решения на глазок. Чтобы мы могли защищать ребенка (а это обязательно надо делать), не травмируя его лишний раз ради этой защиты.

Записал Александр Борзенко

Источник: https://meduza.io/feature/2017/01/26/na-chto-imeyut-pravo-sotrudniki-opeki-iz-za-chego-oni-mogut-zabrat-detey

Отобрание ребенка

Основания для изъятия ребенка из семьи органами опеки
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Семейное право » Опека и усыновление » Отобрание ребенка

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие.

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие. Родители имеют право на самостоятельный выбор способа воспитания ребенка, но только если он не противоречит интересам ребенка.

Исходя из действующей правовой базы, способ воспитания должен исключать пренебрежительное или грубое обращение с ребенком, а также принудительную эксплуатацию и физическое насилие.

Если будет установлено, что родители ребенка недолжным образом принимают участие в его воспитании, а их прямые или косвенные действия могут привести к появлению опасности для жизни, развития или здоровья несовершеннолетнего, то в таком случае государство оставляет за собой право произвести отобрание ребенка, чьи интересы поддаются грубому попранию.

Основания для отобрание ребенка из семьи

Нередко возникают проблемные ситуации, которые нуждаются в срочной реакции со стороны государства и уполномоченных органов по применению комплексного подхода к защите прав и интересов детей из-за существующей угрозы для их жизни и здоровья.

Отобрание ребенка у родителей регламентируется в соответствии с положениями ст.77 СК РФ. В данном нормативном документе перечислены все основания, которые могут послужить для того, чтобы ребенок был изъят из собственной семьи.

Правовым основанием для осуществления подобной меры (отобрание ребенка) выступает решение уполномоченных органов об изъятии ребенка из семьи.

Но при этом, стоит обратить внимание на то, что данная мера может быть применена исключительно в тех ситуациях, когда ребенок находится в реальной опасности, которая исходит со стороны его родителей.

Кроме того, изъятие ребенка может быть проведено только тогда, когда имеются весомые доказательства, что ребенок в собственной семье поддается неправильным и противоправным способам воспитания.

Для того, чтобы произошло отобрание ребенка, необходимо наличие следующих факторов:

  • Родители грубо нарушают права ребенка на получение образования, то есть не отдают его в школу и не проводят никаких действий для формирования интеллектуального развития несовершеннолетнего;
  • Если ребенок постоянно проживает в атмосфере страха, физического или морального воздействия;
  • Если основные потребности ребенка (в еде, отдыхе, одежде и т.д.) родителями игнорируются;
  • Если имеет место регулярное избиение детей, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни несовершеннолетнего. Причем в данном случае будет осуществлено немедленное изъятие ребенка.
  • Если будет установлено, что в отношении ребенка применимы вышеуказанные факторы, то государство имеет право забрать его от родителей, которые недолжным образом проводят комплекс действий по воспитанию ребенка и формированию его как личности.

Угроза жизни ребенка и его здоровью

Под угрозой жизни и здоровью ребенка понимают комплекс действий со стороны его родителей, которые могут повлечь за собой опасные травмы и неправильное развитие ребенка, как в физическом, так и в моральном плане.

Стоит отметить, что отечественное уголовное законодательство предусматривает суровую ответственность за угрозу жизни и здоровью человека, даже если она и не была реализована. В случае с нарушением прав ребенка под угрозой жизни и здоровью будут понимать неправильный способ воспитания ребенка, регулярное нарушение его основных прав и не следование его интересам.

При этом ответственность родителей наступит не только в случае, если ребенок будет постоянно подвергаться физическим наказаниям, а и в тех ситуациях, когда имеет место устная угроза по осуществлению данных действий. Государство считает, что даже угроза физического наказания, высказанная в адрес ребенка, может отрицательно сказаться на его развитии и дальнейшей жизни, и потому подобное необходимо сразу же пресекать.

Тем не менее, стоит также обратить внимание и на то, что прежде, чем выполнить процесс отобрание ребенка из-за постоянно возникающих угроз его здоровью и развитию, уполномоченные органы обязаны проверить все существующие доказательства по установлению реальности данного факта. Для этого стоит предпринять следующие действия:

  • Опросить соседей и родственников ребенка относительно того, как происходит процесс его воспитания со стороны родителей;
  • Получить подтверждение опасной ситуации со стороны представителей органов опеки, детского сада и школы;
  • Провести полноценный медицинский осмотр ребенка с целью установления его травм (в том числе и психологического характера).

Порядок отобрания детей

Отобрание ребенка из семьи может иметь существенные различия по срокам. В некоторых случаях государство вынуждено назначить оперативную проверку по факту создания опасной среды воспитания для ребенка.

Немедленное отобрание ребенка производится в тех случаях, когда угроза здоровью или жизни ребенка имеет явные признаки и может возникнуть в любой момент.

В такой ситуации ребенок будет изъят незамедлительно и лишь после этого будет получен соответствующий акт.

Процесс изъятие детей из семьи органами опеки имеет некоторые ключевые особенности. В первую очередь, к ним относят вынесение официального решения со стороны муниципальных органов власти после того, как будет рассмотрено сообщение о том, что ребенок в данной семье подвергается опасности.

Процесс отобрание ребенка из семьи происходит под контролем органов опеки и попечительства. После того, как ребенок поступает к ним под юрисдикцию, его поселяют в специализированном детском учреждении, или же передают временным опекунам, в качестве которых могут выступать ближайшие родственники ребенка.

Помимо этого, изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства (отобрание ребенка) имеет свои особенности:

  • Уведомление прокуратуры об изъятии ребенка после подтверждения факта нарушения его прав и установления реально существующей угрозы для его жизнедеятельности. Прокуратура, в свою очередь, по результатам уведомления будет определять реальную степень ответственности родителей и может принять решение о возбуждении уголовного процесса;
  • В течении семи календарных дней представители органов опеки обязаны подать в суд иск о лишении родительских прав или в случае с нарушением прав ребенка в пределах приемной семьи – об отмене усыновления;
  • В кратчайшие сроки органы опеки обязаны устроить ребенка на временное попечительство в приемную семью, близким родственникам, которые изъявили желание заботится о потребностях ребенка, или же в социальный реабилитационный центр, где несовершеннолетнему будет оказана вся необходимая помощь в преодолении проблем;
  • Опросить потенциальных свидетелей, которые могут подтвердить факт надлежащего обращения с ребенком со стороны его родителей;
  • Выяснить, как характеризуют ребенка и его родителей учителя в школе (воспитатели детского сада), лечащие врачи и соседи;
  • Составить обращение в органы полиции с просьбой помощи в установлении истины со стороны местного участкового.

Если же угроза жизни ребенку исходит от лиц, у которых он находится на попечении по результатам усыновления, то в таком случае органы опеки имеют право отобрать ребенка без судебного решения, но при условии наличия существенных обстоятельств.

Изъятие детей из семьи органами опеки

Изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства, а также муниципальными властями происходит в случаях, если они получат подтверждение того факта, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая грозит отрицательным воздействием на здоровье и жизнедеятельность несовершеннолетнего, то в таком случае они получают право изъятия ребенка из семьи.

При этом стоит отметить, что изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства должен сопровождаться оформлением документации, в качестве которой выступает акт об отобрании детей.

По сути, это письменное заявление установленного образца, в котором указываются причины для принятия подобного решения, указываются обстоятельства, при которых процесс изъятия ребенка происходит и определяются юридические и правовые последствия данной процедуры для ребенка и его родителей.

При составлении акта учитывается немало факторов, которые должны быть отображены в результатах проверки со стороны уполномоченных органов. В частности, речь идет о:

  • Обстоятельствах, которые подвигли органы опеки на проведение проверки;
  • Обеспеченности ребенка предметами первой необходимости (еда, одежда, игрушки и т.д.);
  • Санитарном состоянии помещения, в котором проживает ребенок;
  • Общем состоянии здоровья несовершеннолетнего гражданина.

В обязательном порядке в акте должен констатироваться факт того, что ребенок находится в нездоровой среде, которая может в любой момент оказать негативное воздействие на его жизнедеятельность и развитие. Чтобы акт был законодательно подтвержденным, предварительно необходимо обследовать условия жизни ребенка в его семье и вынести конкретные предписания.

Передача детей органам опеки

Если будет установлено, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая несет реальный вред его здоровью и жизни, то органы опеки совместно с муниципальными властными структурами имеют право изъять ребенка из опасного для него общества. После этого начинается процесс передачи ребенка под попечительство.

Если у ребенка есть близкие родственники, которые изъявили активное желание принимать участие в его жизни и воспитании, то ребенок может быть передан под их ответственность по решению суда, или по согласованию с самим ребенком, при условии что он достиг 14-летнего возраста. При этом органы опеки будут обязаны проверить условия, в которых будет проживать ребенок в приемной семье (у опекунов), и внимательно отслеживать его дальнейшую судьбу.

Если же у ребенка нет близких родственников, или же они не имеют возможности принять на попечение ребенка, а также у них нет необходимых условий для обеспечения ребенка нормальным воспитанием и качеством жизни, то в таких ситуациях ребенок будет передан под ответственность органов опеки.

В данной ситуации ребенок будет помещен в специализированное воспитательное учреждение для детей или же в приемную семью, которые и будут в дальнейшем заниматься вопросами обеспечения ребенка. Однако стоит отметить, что данное решение может быть принято исключительно судом, а до того момента попечительство органов опеки над несовершеннолетним будет временной мерой.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/otobranie-rebenka.html

Порядок и основания для изъятия ребенка из семьи органами опеки

Основания для изъятия ребенка из семьи органами опеки

В Российской Федерации органы опеки и попечительства созданы для защиты интересов несовершеннолетних детей. Их прямыми обязанностями являются:

  • нахождение детей, которые нуждаются в опеке и попечительстве со стороны государственного учреждения;
  • установление наблюдения за семьями, где родители не отвечают нормам «ответственных» опекунов;
  • взятие под опеку несовершеннолетних граждан, нуждающихся в заботе и содержании;
  • лишение родителей прав на воспитание своих детей;
  • выдача согласия на проведение сделок по отчуждению имущества, где в качестве собственников выступают несовершеннолетние граждане;
  • иные права.

В настоящей статье будут рассмотрены причины изъятия ребенка у родителей или официальных представителей, а также будут представлены последствия, возникающие, когда детей переводят на обеспечение государства.

За что могут забрать ребенка органы опеки?

Работники опекунского учреждения действуют в интересах несовершеннолетних только в соответствии с положениями Федерального Закона «Об опеке и попечительстве».

Скачать 48 Федеральный законодательный акт

В настоящем законе указано, за что могут забрать ребенка органы опеки. Основной причиной для изъятия малыша из семьи служит наличие угрозы его жизни или здоровью.

В соответствии с законодательством, уполномоченные лица опекунского учреждения вправе изъять ребенка из семьи при следующих обстоятельствах:

  • родители находятся в зависимости — алкогольной, от наркотических или токсических веществ;
  • в семье присутствует насилие;
  • отец и мать не предостерегают дитя от бытовых опасностей, не обучают его мерам безопасности;
  • родители или опекуны эксплуатируют трудовую деятельность несовершеннолетних граждан;
  • родители не в состоянии обеспечить малыша должным уходом и предоставить соответствующее воспитание;
  • отца и мать лишили или ограничили в правах на детей;
  • в семье присутствуют домогательства сексуального характера.

Вышеуказанный перечень законных оснований для изъятия ребенка сотрудниками опекунского учреждения не является исчерпывающим.

В каждой семье могут сложиться индивидуальные обстоятельства, поэтому при негативном влиянии на жизнь или здоровье ребенка, органы опеки лишают родителей прав на воспитание своих малышей.

Вне зависимости, если причина изъятия дитя из семьи не указана в тексте закона. Все случаи рассматриваются отдельно группой уполномоченных лиц, затем принимается справедливое решение в интересах малыша.

Процедура изъятия ребенка из семьи

По каким правилам осуществляется процедура изъятия ребенка из семьи учреждением по опеке и попечительству, указано в тексте Семейного Кодекса.

Скачать семейный закон можно по ссылке.

Органы опеки вправе забрать ребенка из семьи только при соблюдении определенного порядка, указанного в законодательном акте о семейных отношениях. Настоящим актом также предусмотрено, что родители или официальные опекуны несовершеннолетнего вправе оспаривать процедуру изъятия, а также вправе препятствовать ей.

Нормы закона гласят, что порядок изъятия несовершеннолетнего ребенка осуществляется следующим образом:

  • в опекунское учреждение поступает жалоба от добропорядочных граждан о том, что в определенной семье наблюдается ущемление интересов несовершеннолетних граждан или присутствует угроза их жизни (здоровью);
  • компетентные сотрудники попечительского учреждения проводят доскональное изучение представленных сведений;
  • представитель организации по опеке и попечительству наносит визит семье, на которую поступала жалоба. Цель его визита заключается в проверке условий для проживания в семье ребенка;
  • в зависимости от проведенного осмотра, сотрудник делает вывод об изъятии ребенка из конкретной семьи или о вынесении соответствующего предупреждения;
  • если принято решение о вынесении предупреждения, то о нем сообщается нерадивым родителям;
  • когда ребенка из семьи изъяли, его отправляют в специальное государственное учреждение. Нет точно установленного времени пребывания дитя в гос. организации, оно зависит от момента, когда будут разъяснены все обстоятельства дела, после чего будет компетентными лицами принято окончательное решение;
  • когда решение принято и оно свидетельствует о том, что нерадивых и безответственных родителей нужно лишить прав на детей, дело передается на рассмотрение в судебную инстанцию. При проведении слушания, интересы гражданина, не достигшего 18 лет, представляют работники органов опеки и попечительства.

Как происходит передача детей уполномоченному органу?

При наличии угрозы жизни или здоровью малыша, производится процедура изъятия его из семьи. Ее проведение возможно следующими способами:

  • по предоставлению согласия от родителей, иными словами на добровольной основе;
  • без разрешения родителей, то есть по принуждению.

Когда детей, не достигших совершеннолетия, изымают из семьи в принудительном порядке, данные действия могут быть временными. Период зависит от срока выяснения обстоятельств дела. В таком случае, детей на время переселяют жить в детский дом или в дом малютки. В редких случаях, несовершеннолетнего могут передать на временное содержание в другую семью.

Если малыша передали на временное обеспечение другой семье, а родителей лишили соответствующих прав на воспитание дитя, то «новые» родители вправе усыновить ребенка. При наличии данных обстоятельств, разрешение от биологических отца и матери не потребуется. Также, чтобы ребенка усыновили, не требуется согласие отца и матери:

  • если биологические мама и папа пропали без вести;
  • родные отец и мать признаны недееспособными в соответствии с нормами законов;
  • если родители не проживали вместе со своим ребенком длительный период времени (от шести месяцев).

При изъятии ребенка из семьи, работники органов опеки и попечительства не имеют законных прав препятствовать общению между отцом, матерью и малышом. Данное право на проставление запрета на общение предоставляется законом, если родители умышленно вредили здоровью несовершеннолетнего. Например, применяли грубую физическую силу, то есть на дочке или сыне имеются следы телесных повреждений.

Последствия

Когда уполномоченные представители опекунского органа несовершеннолетнего гражданина изымают у родителей, то в течение недели они направляют соответствующее уведомление в судебную инстанцию.

В поданном судебном заявлении государственные опекунские работники указывают прошение о лишении родительских прав, ссылаясь на имеющиеся законные доказательства.

В случае, когда глава судебной инстанции не удовлетворяет поданное прошение органов опеки и попечительства, то ребенка направляют обратно в семью.

Если после изъятия ребенка из семьи, судья принимает решение о лишении родительских прав, то малыш остается проживать в специализированном государственном учреждении. Однако такая применяемая мера, как лишение родительских прав, не носит постоянный характер.

Если родители «исправятся» и предоставят уполномоченной инстанции доказательства, что готовы вновь содержать и воспитывать дитя, то их права могут вернуть.

Но согласно закону, они будут находится под пристальным наблюдением со стороны органов опеки и попечительства.

Законом установлено, что отец (мать), лишенный родительских прав, не освобождается от уплаты алиментов на дитя. Но ребенок, будучи совершеннолетним и дееспособным, не обязан оказывать финансовую помощь престарелому родителю, который был лишен родительских прав и не восстановлен в них.

Восстановить права отца и матери на воспитание и содержание несовершеннолетнего возможно, пока ему не исполнится 18 лет. Если малыша усыновили уже, то вернуть ребенка обратно возможно только через судебные разбирательства.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

Источник: https://dom-i-zakon.ru/grazhdanskoe-pravo/izyatie-rebenka-iz-semi-organami-opeki.html

Адвокат Захаров
Добавить комментарий