Бракоразводный процесс в исламе

Всё, что мы должны знать о разводе

Бракоразводный процесс в исламе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу.

И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е.

, они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами.

Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е.

, они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

 Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев».

В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю  ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого.

Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба.

Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого.

Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями.

Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его   следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения.

Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг.

Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе.

Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом.

Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е.

, «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод.

Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова.

Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза “я с тобой развожусь”, при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет.

Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод.

Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод.

К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д.

, в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма.

Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении.

На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения.

Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда   один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась.

Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита.

Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав.

Он сказал: “Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела.

Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей”. Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод.

Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно.

Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43501

Талак – развод в исламе

Бракоразводный процесс в исламе

В исламе большое внимание уделяется тому, как организована личная жизнь человека. В Заключительном откровении Всевышнего особо оговаривается вопрос взаимоотношения полов.

В суре «Ар-Рум», к примеру, отмечается:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21)

Брак, согласно этому аяту, определяется как особый тип союза мужчины с женщиной, в рамках которого они оба находят успокоение, любовь и уважение. Однако, к глубокому сожалению, не всегда брачный союз оказывается устойчивым к испытаниям, которые выражаются в различных жизненных ситуациях.

Разрыв супружеских отношений в исламе допускается, однако это действие считается одним из самых нежелательных, хотя и подпадают под категорию «халяль» – дозволенных. В качестве подтверждения приведём слова Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.): «Создатель не любит превыше всего развод из того, что Он разрешил людям» (хадис приводят Ибн Маджа, Абу Дауд, аль-Хаким).

Сама процедура развода у мусульман регламентируется нормами Шариата, которые были выведены из Священного Корана и Благородной сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.). Этот процесс отличается гибкостью, что позволяет мужчине и женщине хорошо подумать о расставании и при желании всё переиграть, восстановив брачные отношения.

Процесс развода

Формальным началом процесса расторжения брака являются слова мужа – «талак», «ты разведена», «я развожусь с тобой».

При этом перед окончательным разрывом отношений между супругами имеются несколько стадий, которые характеризуют в определённой мере нежелательность разрыва семейных уз: первый развод незавершённого типа, второй развод незавершённого типа и третий развод, завершающий окончательно брачные отношения пары.

Инициатива разрыва брака, принадлежащая мужчине, не подразумевает возможность её использования в произвольном порядке. Есть перечень правил, несоблюдение которых даёт основание супруге оспорить решение мужа:

1. Развод выступает в качестве следствия аморального поведения жены по отношению к мужу, его родителям и родственникам, сексуальная близость с иными мужчинами. Таково мнение большинства учёных.

Однако произнесённые мужем слова развода без особой причины также влекут разрыв брачных отношений. Муж при этом становится грешником.

На нём лежит обязанность выплатить до конца свадебный подарок (махр), если до развода этого не произошло, отдать уже бывшей жене всё её имущество, а также предоставлять ей помощь на протяжении последующих трёх месяцев.

2. Мужчина может расторгнуть семейный союз только в так называемый период «тухр» – чистый временной отрезок у жены, но при этом у супругов не должна иметь место половая близость.

Богословы всех мазхабов едины во мнении, что муж не вправе разрывать отношения со своей супругой в период после родов и в те дни, когда у неё наступает хайда (т.е. менструация). Кроме того, нельзя разводиться, когда у женщины прошли месячные, но интимная связь между супругами уже состоялась.

Такие ограничения проистекают из изречения Пророка Мухаммада (с.г.в), которое зафиксировано в сборнике хадисов имама Бухари:

Как-то Милость миров (с.г.в.) узнал, что сын Умара (р.а.) развёлся с супругой, когда у неё была хайда. После этого Пророк (с.г.в.) повелел ему аннулировать свои первоначальные слова и возвратить жену. Он дал разрешение на возможность развестись только после окончания периода менструации, а вслед за ним ещё одного.

Причём в данный чистый период супруг, желающий разойтись с женой, не должен вступать с ней в половую связь. Такой продолжительный временной отрезок был дан, очевидно, с тем, чтобы мужчина мог обстоятельно обдумать последствия своего желания развестись.

Вполне возможно, что оно было инициировано какими-то скоропалительными выводами либо банальной вспыльчивостью.

Однако в ситуации, когда глава семьи всё-таки не передумал и оставил в силе произнесённые слова, то развод всё равно признаётся состоявшимся. Тем самым происходит первый развод незавершённого типа.

Далее мужчина и женщина продолжают жить вместе как семья, если в течение трёх месяцев оба поймут важность и необходимость совместной жизни и воссоединятся. Но теперь у мужа остаётся две возможности снова инициировать развод – промежуточная вторая и окончательная третья.

Практически все мусульманские учёные придерживаются позиции, что последующие слова развода должны произноситься не в один момент, а каждый в свой отдельный «чистый период».

Некоторые нюансы талака

  • Если мужчина всё-таки инициирует распад семьи посредством трёх разводов одновременно, то часть богословов считает действительными все три этих талака. Такого мнения придерживаются представители всех четырёх суннитских богословско-правовых школ (мазхабов). По мнению ряда шиитских алимов, подобный развод нельзя считать правильным и действующим. Третья точка зрения сводится к тому, что единовременно произнесённый тройной талак воспринимаются в качестве одного.
  • Если после 1-го или 2-го развода пара решит воссоединиться спустя три месяца, то им придётся заново проводить церемонию бракосочетания (никах), а мужчине выплатить супруге махр.
  • Если дело дошло до всех трёх стадий, то муж и жена могут сочетаться повторным браком лишь после того, как женщина выйдет замуж за другого и разведётся с ним. Эта норма основана на кораническом аяте из суры «Бакара»:

«Если он развёлся с ней в 3-й раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Всевышнего. Он разъясняет их для людей знающих» (2:230)

Примечательно, что обеспечение супруги всеми необходимыми удобствами (пища, жильё, одежда) в процессе расторжения никаха возлагается на мужа. Кроме того, в этот период, как мы уже отмечали, запрещена половая близость между ними. Ребёнок, родившийся от бывшего супруга, считается его ребёнком. Однако до пяти-семи лет право на его воспитание принадлежит матери.

Источник: https://islam.global/semya/semeynaya-zhizn/pravila-razvoda-po-shariatu/

Традиция дать жене развод словом «талак» появилась и в Казахстане

Бракоразводный процесс в исламе

Случаи, когда муж дает развод жене одним только словом «талак», появились и в Казахстане. Такое явление в соседних странах давно стало проблемой.

МУЖ СКАЗАЛ: «ТАЛАК» 22-летняя алматинка Айгуль Кожабекова приняла ислам семь лет назад. Стала интересоваться исламским вероучением благодаря двоюродному брату, который читал Коран, не один раз ездил в Мекку. — Это совсем не то, что говорят вокруг про религию ислам. Политика, войны, катаклизмы, общество, семейные отношения — это всё ничто, когда в сердце есть Аллах, — говорит Айгуль Азаттыку. Четыре года назад Айгуль вышла замуж, за мусульманина. Родила сына, назвали Муххамадом. Муж работал продавцом в магазине автозапчастей. Молодая женщина рассказывает, что вначале всё было хорошо. Она вышла замуж, не видя своего мужа до свадьбы. Таковы традиции ислама, ислам запрещает ссориться, женщина покоряется мужу, говорит Айгуль. Они жили на съемной квартире, денег не хватало. Айгуль не работала. По ее словам, она, как истинная мусульманка, смирилась со всеми бытовыми и земными проблемами. Муж первый раз заговорил о разводе (в исламе это называется «талак»), когда увидел сына — Мухаммад родился с заячьей губой. Айгуль проглотила обиду, вытерла слезы, стала усердней молиться. Второй раз муж произнес «талак», когда сказал, что хочет жениться во второй раз, чтобы родился нормальный ребенок. Даже назвал имя будущей новой жены. В таких случаях женщине дается три месяца, чтобы она могла выйти замуж за другого или уйти из дома. Айгуль решила уйти. По словам женщины, муж живет со второй женой, а ей совсем не помогает. Но Айгуль не хочет об этом рассказывать. — Аллах сказал: «Если вы сохраните чью-то тайну, я тоже сохраню вашу тайну». Извините, но я больше ничего не хочу говорить, — добавляет Айгуль. В Таджикистане или Кыргызстане, например, после нового явления заключения браков только в мечетях появилась проблема разводов также со ссылкой только на каноны ислама. Вольное толкование религиозных канонов о возможности дать жене развод трехкратным произношением слова «талак» породило еще одну социальную проблему, которая противоречит светским устоям. Так как миллионы мужчин работают гастарбайтерами в России, появилось следующее новое явление, когда мужья стали просто присылать женам СМС-сообщения со словом «талак». Депутат парламента Кыргызстана Турсунбай Бакируулу обратился на днях в муфтият с просьбой запретить развод по телефону или по Интернету.

«Я ПОМОГАЮ И БУДУ ПОМОГАТЬ…»

24-летний алматинец Рустем Байниязов читает намаз с детских лет. У него вся семья религиозная. Дед был имамом в маленьком ауле в Карагандинской области. — Для меня ислам не просто слово из пяти букв. Азан, намаз, мечеть, Мекка — эти слова для меня значат всё. Это и смысл, и образ жизни, — говорит Рустем Байниязов. Рустем женат во второй раз. С первой женой развелся, она живет в городе Жаркент. От нее у Рустема есть дочь Хадиджа. — По шариату муж должен помогать жене, если имеется общий ребенок. Я и помогаю. Это делает только глубоко верующий человек. В месяц посылаю 50 тысяч тенге. Это зависит от ризык, то есть что пошлет Аллах, — говорит Рустем корреспонденту Азаттыка.

Рустем живет в Алматы, работает в частной юридической конторе, зарабатывает в месяц до 150—200 тысяч тенге (до полутора тысяч долларов). От второй жены,

Ислам в целом не поощряет разводы, мужчине надлежит отпустить ее.

Муслимы, у Рустема растет сын Ибрагим. — Мои жены общаются. Первая жена замуж не вышла, таков ее выбор. Может быть, встретит мусульманина, который возьмет ее в жены. Дай Аллах, — говорит Рустем. По словам Рустема, в первой семье никогда не было ссор, просто в какой-то момент поняли, что лучше жить отдельно. На то, по словам Рустема, воля Аллаха. — Ислам в целом не поощряет разводы, мужчине надлежит отпустить ее. Таким мужчинам необходимо напомнить слова Аллаха: «Когда вы разведетесь с женами и когда они достигнут определенного для них срока (иддат — три месяца), тогда или удерживайте их благопристойным образом, или отпускайте их против их воли…», — говорит Рустем.

ДОКУМЕНТ ИЗ ЗАГСА НУЖЕН ВСЕМ

Сотрудник отдела пропаганды Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Асылбек Ауесханулы говорит Азаттыку, что в исламе не приветствуется развод. – На такой шаг идут в крайних случаях. Сейчас в Алматы из 100 процентов развелись 30 процентов. В их число входят и мусульмане, – говорит он. Асылбек Ауесханулы говорит, что участились случаи, когда двое молодых людей без участия родственников решают пожениться, а потом через месяц разводятся. По его мнению, пропаганду семейных отношений надо начинать со школьной скамьи, нужны учебники для средних и старших классов, книги для определенного возраста. Семья крепкая, если в ней присутствуют духовные ценности, говорит Асылбек Ауесханулы. — Вот уже полтора года, как имамы установили правило в мечетях: прежде чем совершать бракосочетание в мечети, молодые должны принести бумагу из ЗАГСа. Отныне этого правила будут придерживаться во всех мечетях города Алматы и всего Казахстана, — говорит Асылбек Ауесханулы Азаттыку.

Казахстан — правовое государство и независимо от религии и вероисповедования

https://www.youtube.com/watch?v=OTG7Fs0tVMQ

Бумага с ЗАГСа нужна не только мусульманам. Она всем нужна.

будущая семья должна регистрироваться в ЗАГСе, потому что в случае развода мужчина должен платить алименты, помогать ребенку, говорит представитель ДУМКа. — Бумага с ЗАГСа нужна не только мусульманам. Она всем нужна. Независимо от того, какой религии придерживается человек, — говорит Азаттыку начальник отдела городского ЗАГСа Алматы Шынар Алимхан. Если супруги намерены расторгнуть брак по каким-то внутренним убеждениям, подтверждением расторжения брака должен быть соответствующий документ. Шынар Алимхан говорит, что согласно кодексу о браке и семье и расторжение брака проводится в судебном порядке.

По данным ЗАГСа Алматы, за девять месяцев нынешнего года было расторгнуто 4254 брака, за девять месяцев прошлого года — 4215.

Источник: https://rus.azattyq.org/a/talaq-muslim-ritual-for-divorce-in-kazakhstan/24781672.html

Брак и развод в Исламе

Бракоразводный процесс в исламе

Что вызвало слёзы у Посланника (мир ему и благословение)?

В хадисах Пророка (мир ему и благословение) говорится, что грех прелюбодеяния является причиной смут, убийств, прекращения дождя, упразднения благодати, распространения тяжких болезней, которых раньше не знало человечество. Чтобы сберечь наше общество от этого недуга, есть два пути: 1– религиозная грамотность и крепкая вера, 2 – создание семьи (никях).

Вступление в брак для мусульманина является делом религиозным, это не обычная традиция. Для нас это в первую очередь Сунна Пророка (мир ему и благословение).

Аби Яъла передаёт, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Моя Сунна – бракосочетание, кому нравится моя религия, тот пускай следует моей Сунне». В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры, говорится: «Если к вам пришёл человек просить руки вашей дочери, и вас устраивает его религиозность, то выдавайте за него, иначе будет смута».

Также в хадисе передаётся от Анаса : «Кто женился, тот сберёг половину своей религии, пускай боится Аллаха от второй её половины».

И вообще, создание Всевышним людей мужчинами и женщинами является великим благом для нас. Существование жены, спутницы жизни – величайшее благо Аллаха , о котором Он в Коране напоминает: «К благам Аллаха относится и то, что Он сотворил из вас самих же жён для вас, чтобы с ними вы находили покой».

Какая же выгода от создания семьи?

1. Покорный Аллаху ребёнок, как нам сообщается в хадисе Пророка (мир ему и благословение), будет приносить пользу умершим родителям своими деяниями.

2. Женатые сохраняют свои мысли и взоры от запретного.

3. Удовлетворение своих страстей дозволенным путем.

Пророк (мир ему и благословение) в проповеди, обращаясь к сподвижникам, сказал: «Даже в близости с женой вы получаете воздаяние от Всевышнего. Вам записывается грех, если вы ублажаете себя запретным путём, и даётся воздаяние, если вы это делаете дозволенным путём».

4. Взаимопомощь и поддержка друг друга на этом и Том свете. Сами подумайте: если бы мужчина после работы уставший возвращался домой и занимался ещё и стиркой, шитьём, приготовлением пищи и другими повседневными работами, как бы трудно ему приходилось! Поэтому в призыве Пророка(мир ему и благословение) к бракосочетанию заключена глубокая мудрость.

Но есть мрачная сторона нашей повседневности – это развод.

В хадисе говорится: «Самый ненавистный Аллаху поступок из дозволенного – развод». А для лукавого развод – наилюбимейший поступок, поэтому он и пытается развести супругов, ибо в разводе он видит выгоду для себя:

1. После развода они не сразу смогут создавать семьи, и в это время шайтан легко сможет толкнуть их на прелюбодеяние.

2. Они лишаются вознаграждения от Аллаха за работу для семьи, ибо зарабатывание для семьи является поклонением. Также, когда женщина стирает, гладит, шьёт, готовит пищу для семьи, она получает за это вознаграждение, а после развода люди теряют это вознаграждение.

3. Случается и так, что бывшие супруги после трёхкратного развода продолжают жить вместе, что является запретным и прелюбодеянием. Дети, рождённые от такой близости, являются незаконнорожденными.

Бывает, что разведённые бегают от одного имама к другому в поисках разрешения снова сойтись, ищут, пока не найдут «сверхимама», который, руководствуясь «глубокими знаниями», разрешает, или, как говорят в народе, даёт путь для продолжения совместной жизни.

Но мы же знаем, что никто не вправе разрешить запрещённое Аллахом .

4. Если у них есть дети, то они страдают, не получают должной ласки и воспитания, а если родители невежды, то в свой спор включают и детей, а это вредит психике ребёнка и запрещено Шариатом. 

Смешные причины развода.

Когда мы вступаем в брак, супруга желанна и красива. Но через некоторое время, становясь матерью, она теряет привлекательность, и в это время обычно случаются разводы. А ведь развод – это то, что вызвало слёзы у Пророка (мир ему и благословение).

К нему пришла как-то женщина и сказала: «О посланник Аллаха (мир ему и благословение), выходя замуж, я была юной, знатной и богатой. Но с годами моя кожа обвисла, разошлась моя родня, ушло богатство, и по этой причине муж развёлся со мной. А у меня от него есть дети, и если я их оставлю с ним, они пропадут, а если заберу с собой – будут голодными».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выслушал её и заплакал. Он долгое время не мог ничего сказать.

Вот к чему привёл этот мерзкий поступок – ты должен знать! – вызвал слёзы у Посланника Аллаха (мир ему и благословение). У нас случается, что когда жена взрослеет, рожает детей, нередко теряя прежнюю привлекательность, муж бросает семью и уходит к другой.

Зачем? Если у тебя есть возможность вступить во второй брак – женись, а не бросай свою жену и детей. Без веской, уважительной причины давать развод нельзя. Одни учёные говорят, что это макрух (нежелательно), а другие – харам (запретно).

Этим ты разрушаешь семью, теряешь все материальные расходы, которые потратил на создание семьи, пускаешь на ветер! Ислам считает это грехом. 

Также нередко причиной для развода служат слова супруги, которая подстрекает мужа словами: «дай мне развод!», «разведись со мной!», буквально вытягивая их из него.

А потом сами сожалеют об этом… Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в достоверном хадисе, который приводит Тирмизи, сказал: «Женщина, требующая у мужа развода без крайней необходимости, лишается даже аромата Рая». Женщине запрещено требовать развода у мужа.

Другое дело, когда она в этом браке остаётся голодной, муж не обеспечивает её одеждой, жильём, стал совсем несостоятельным человеком. Только в таком случае дозволено просить о разводе.

Но если всё-таки нет никакого выхода, кроме как развестись, если вместе невозможно жить, то в разводе желательно соблюдать следующие условия:

1. Развестись тогда, когда жена чиста от месячных и не было половой близости в этом периоде.

2. Дать один развод, а не три сразу. Если муж дал три талака (развода) сразу, то он не может возвратить её, пока она не выйдет замуж за другого, не будет близости с ним и пока жена не разведётся с ним. Если же он даст один талак, то во время идда он может вернуть её, а после идда – она свободна, может выйти за другого или заново выйти за него, если захочет. 

Случается, что, например, в молодости разводятся. Муж уезжает на заработки, жена остаётся дома и спустя несколько лет или даже десятки лет они желают вновь соединиться.

В таком случае, если они разводились одним талаком, то смогут это сделать, даже если жена не выходила замуж за другого, а если же талак был дан три раза, им не разрешается вернуться в семью, пока она не выйдет за другого и не разведётся с ним. 

3. При разводе не скандалить, не очернять друг друга, не разглашать тайны и дарить что-нибудь в подарок.

4. Если есть дети, то в первую очередь, позаботиться о них.

Будет правильно, если в вопросах никяха и развода посоветоваться со знающими людьми, в основном с местными имамами. Ведь, создавая семью, мы обращаемся к имаму, также будет правильным обратиться к нему и при разводе.

Также имамам следует позаботиться, чтобы в их селе или городе не было одиноких мужчин и женщин, ибо это пагубно влияет на общество. Желательно, чтобы имам организовал агентство, куда желающие создать семью обращались бы за помощью.

В нашем обществе мужчина может искать жену открыто, а для женщины это считается зазорным. Это неправильно! В Исламе как мужчина, так и женщина имеют право выбрать себе спутника жизни.

Так же, пользуясь возможностью, хотелось бы обратиться к родителям: не откладывайте, следуя каким–либо адатам, женитьбу ваших детей, ибо если они совершат прелюбодеяние, то в грехе будете виновны и вы, которые не исполнили свой долг перед детьми вовремя.

Источник: https://golosislama.com/news.php?id=9715

Кто и когда дает талак в исламе? Все, что касается развода по шариату

Бракоразводный процесс в исламе

Отдел фатв Духовного управления мусульман Кыргызстана пояснил, что такое “талак” (развод), и ответил на самые часто задаваемые вопросы по теме.

“Не каждый семейный союз выдерживает испытания и трудности совместной жизни. Не всегда между супругами бывают любовь и взаимопонимание, и зачастую совместная жизнь становится невыносимой.

Тогда не остается другого выхода, кроме развода.

В таких случаях исламское семейное законодательство предусмотрело расторжение брака: мужчина дает развод своей жене, который в терминологии исламского семейного права называется “талак” (развод)”, – поясняет отдел фатв ДУМК.

Мнение теологов о разводе и алиментах в исламе читайте здесь. А о том, разрешается ли совершать никах по телефону в исламе, здесь.

В следующем материале Kaktus.media расскажет про права женщин при разводе согласно шариату.

Что такое талак

В шариате талак – это право мужа на расторжение брачных уз (никаха/нике) немедленно (т. е. посредством талак аль-баин) или в будущем (т. е. посредством талак ар-раджи) путем произнесения определенных слов.

Другими словами, произнесение слова “талак” в адрес своей жены означает, что муж прекращает действительность брака между ним и своей супругой.

Мужчина выступает в роли дающего талак (развод), а женщина – в роли получившей талак.

Отметим, право на развод согласно шариату имеет и женщина. (- Прим. Kaktus.media).

Формулы (фразы) талака

Муж говорит своей жене слова развода, к примеру, “Я дал тебе талак”. Или “Я дал тебе развод”. Или “Я развожусь с тобой”. Или: “Ты разведена”. После произнесения подобных слов между супругами с точки зрения исламского права брак нарушается, и талак считается действительным. Иными словами, в исламском каноническом праве это считается как один развод.

Когда дается талак

Талак дается только в крайнем случае – тогда, когда совместная жизнь становится непосильной. Такое бывает по разным причинам. В подобной ситуации муж и жена должны все очень хорошо обдумать. Если все-таки они посчитают, что развод более целесообразен для обоих, то муж может прекратить действительность брака.

Однако произносить это слово “талак” при каждой ссоре или в гневе неправильно и греховно.

Сколько раз достаточно произнести слово “талак” для расторжения брачных уз

Чтобы прекратить действительность нике, достаточно дать один талак, то есть произнести формулу талака всего один раз и оставить жену, пока не пройдет три менструации. Как только закончится третья менструация, супруги становятся чужими друг для друга. После они больше не муж и жена. Теперь женщина может выйти замуж за другого мужчину.

Последствия талака

Есть два вида талака: раджи и баин.

Талак раджи – это такой талак, после которого можно вернуть жену без совершения повторного акта нике в течение периода идды. А если время идды выйдет, то можно возобновить брак путем совершения нике. В терминологии исламского семейного права это называется “руджу”.

Идда – это период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину.

Период идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Срок идда составляет 4 месяца и 10 дней, а в случае беременности – до родов.

Женщину, которая находится в периоде идды, называют ихдад. В течение идды бывший муж обязан обеспечивать ее всем необходимым.

Талак баин (безотзывный развод) – это такой талак, после которого вернуть жену без совершения нового акта никаха невозможно.

Это все – в том случае, если муж дал жене один или два развода. А если муж выдал троекратный талак (то есть дал три развода), то теперь муж и жена не смогут воссоединиться. Такой талак называется “талак муголляза”. Это развод, исключающий возможность возобновления брака.

Нужно ли произносить формулу талака три раза для расторжения никаха?Многие говорят, что нужно обязательно говорить “талак” три раза, иначе развод не засчитывается?

На самом деле это не так. Люди считают, что, пока не скажут формулу талака три раза, талак вообще не засчитывается. Это понимание неверно и ошибочно, оно ставит супружескую пару в положение, когда они не могут больше воссоединиться. Это явное заблуждение. Для того чтобы прекратить действительность брака, достаточно сказать формулу талака один раз.

Люди считают, что если намерения не было, то никакого талака не было. Правильно ли такое суждение?

Нет, это тоже явное заблуждение. Именно для этого слова (т. е. слова “талак”) намерение необязательно. Если мужчина скажет своей жене слово “талак” даже в шутку, то талак будет действителен и развод вступит в силу. Однако это в том случае, если использованные слова относятся к словам явного развода (талак сарих) и были сказаны в адрес жены.

Будет ли действителен талак, данный в шутку?

Бытует мнение, что, если развод дан с серьезными намерениями, тогда он будет действителен, а иначе – нет.

Например, мужчина сказал формулу развода, чтобы припугнуть жену, или сказал слова развода в шутку и т. д. Такое мнение неправильно и ошибочно.

Одно лишь произнесение слов талака в адрес своей жены в здравом рассудке (с намерением развода или без него) прекратит действительность брака.

Многие считают, что развод – это грех и ни в коем случае нельзя произносить эти слова. Так ли это?

Это тоже не так. Развод – это нежелательное действие, однако при наличии уважительной причины развод (талак) не является грехом, а в некоторых случаях он может оказаться единственным выходом из трудного положения.

Конечно, без причины дать талак – это причинить вред своей семье и жене. Положительные и отрицательные стороны развода нужно понимать правильно.

Для принятия правильного решения лучше всего обращаться к знающим людям (алимам).

Засчитывается ли талак, данный в состоянии алкогольного опьянения?

Люди думают, что если произнести слова талака в состоянии алкогольного опьянения, то талак не действителен. Это так? Это представление тоже ошибочно. Талак, данный в состоянии алкогольного опьянения, считается действительным.

Действителен ли талак данный беременной жене?

Талак, данный беременной жене, тоже будет действительным. Беременность не препятствие для действительности талака.

Отметим, что в этом случае, мужчина обязан обеспечивать финансово бывшую жену до и после родов.

Действителен ли развод, данный в гневе?

В народе, существует мнение, что талак, данный в гневе, не действителен. Однако это не так. Талак, данный в состоянии гнева, действителен.

Многие считают, что если жена не слышала слова талака, то талак будет не действителен. Так ли это?

Это тоже неправильно. Талак считается действительным, даже если жена не слышала слова развода (т. е. слово “талак”).

В наше время распространилось мнение, что если три раза произнести слово “талак”, то засчитывается только один талак, а не три. правильно ли такое суждение?

Троекратный развод в соответствии со всеми четырьмя мазхабами, в том числе и ханафитским, с произнесением формулы троекратного развода (т. е. три талака) засчитается как три развода, а не как один. После этого их брак (никах) по Шариату будет считаться окончательно расторгнутым. Жена становится запретной для него.

Если они снова совершат акт никаха, он все равно будет недействительным. В подтверждение этого мнения существует очень большая доказательная база из Корана и Сунны. Здесь мы не приводим доказательства и доводы, но если кто-либо хочет ознакомиться с ними, он может обратиться в отдел фетв ДУМК.

Единовременный троекратный развод (талак) в одном месте в одно время по Шариату считается грехом, но он все равно будет действителен.

Действителен ли развод в устной форме? Или нужно обязательно давать развод в письменной форме?

Расторжение брака может быть как и в устной (словесной) форме, так и в письменной.

Источник: https://kaktus.media/doc/397365_chasto_zadavaemye_voprosy_o_talake_razvode._s_otvetami_dymk.html

Адвокат Захаров
Добавить комментарий